Россия в роли "черной кошки"

Алиев оставался единственным президентом из стран СНГ, с которым Путин демонстративно не хотел встречаться после очередного прихода к власти в качестве президента

Визит президента РФ Владимира Путина в Баку не остался незамеченным в Тбилиси. Встречу Путина и Алиева активно обсуждают в грузинских экспертных кругах, и в ходе дискуссий все чаще звучит вопрос: "Чем для Грузии может обернуться бакинский вояж Путина?"

Кто бы не стоял во главе Грузии, каждое новое руководство дорожит дружбой с Азербайджаном. Мнения даже самых непримиримых политических оппонентов по этому вопросу совпадают. Никто здесь не забывает, что благодаря Азербайджану Грузия смогла освободиться от прямой зависимости от российских энергоносителей и стать важной частью международных проектов по транспортировке нефти и газа в Европу.

Глава Центра исследований по международным вопросам и безопасности Ника Читадзе отмечает, что у Баку и Тбилиси есть общие интересы и совместные долгосрочные обязательства перед западными партнерами, что делает маловероятным такой вариант развития событий, что из-за России между Грузией и Азербайджаном может пробежать черная кошка. В то же время забывать о политике Кремля на Южном Кавказе не стоит:

Your browser doesn’t support HTML5

Россия в роли "черной кошки"


"Россия старается не допустить еще большего сближения Грузии с Азербайджаном и действует по принципу "разделяй и властвуй". Не исключено, что Россия, как и ранее, предложит Азербайджану продавать ей весь объем природного газа, добываемого на месторождении Шах-Дениз, а взамен пообещает приемлемый для Азербайджана вариант разрешения конфликта в Нагорном Карабахе. В этом случае у Грузии с импортом природного газа из Азербайджана могут возникнуть проблемы".

Тем не менее Ника Читадзе спешит добавить, что это наихудшая и маловероятная версия.

В том, что Тбилиси не пострадает из-за потепления отношений Москвы и Баку, советник премьер-министра Бидзины Иванишвили уверен полностью. Однако Гие Хухашвили эту уверенность придают не долгосрочные обязательства Азербайджана перед Грузией, Турцией и Западом, а нечто другое:

"Алиев – не безрассудный Саакашвили, который, пребывая в режиме постоянного оппонирования, старался получить дивиденды. Россия – большая страна с очень жесткой политикой, она опасна, особенно в сегодняшней ситуации, и Азербайджан это учитывает. У Баку свои национальные интересы, от которых он не отступит ни на шаг. Понятно, что Россия постарается как-нибудь заманить Азербайджан в Таможенный союз, но думаю, что этого не произойдет, потому что Алиев, кстати, в отличие от Саакашвили, не поступится национальными интересами".

О многовекторной политике Баку говорит и руководитель международного Центра геополитических исследований Тенгиз Пхаладзе. Он вспоминает, что в последнее время отношения Москвы и Баку изрядно испортились. Стороны не смогли договориться о цене аренды Габалинской РЛС, и Россия вынуждена была расстаться с этим важным для нее стратегическим объектом. Государственная нефтяная корпорация Азербайджана (ГНКАР) в январе-апреле текущего года снизила объем экспорта нефти, поступающей по нефтепроводу Баку-Новороссийск на 13%. Алиев оставался единственным президентом из стран СНГ, с которым Путин демонстративно не хотел встречаться после очередного прихода к власти в качестве президента. По мнению Пхаладзе, Путина раздражают и смелые шаги Алиева навстречу Западу. Тем не менее:

"России сейчас очень нужны хорошие отношения с Азербайджаном. Перед зимней Олимпиадой в Сочи главной заботой России является обеспечение безопасности у своих южных границ. Ей не нужна и напряженная ситуация в странах Каспийского бассейна. Вот и вся цель визита Путина в Баку", – заключает Тенгиз Пхаладзе.