"Роланд, давай поговорим"

После войны 2008 года члены партии жестко поставили вопрос о смещении Келехсаева с поста председателя партии из-за того, что в августе он выехал из Цхинвала в Северную Осетию – "бросил свой народ и не встал на защиту родины"

В Южной Осетии продолжается спор вокруг вопроса о принадлежности "Народной партии". В пятницу Верховный суд республики рассмотрел жалобу первого ее председателя Роланда Келехсаева и принял решение вернуть дело в суд первой инстанции для повторного рассмотрения его иска против местных избиркома и Минюста. Келехсаев пытается доказать, что по-прежнему остается председателем "Народной партии", которую незаконно захватила группа граждан во главе с Казимиром Плиевым. Депутат югоосетинского парламента Плиев отрицает эти обвинения, напоминая, что в прошлом году министр юстиции Мурат Ванеев назвал именно его единственным и законным председателем "Народной партии" Южной Осетии.

По словам Казимира Плиева, он, будучи лидером "Народной партии", исправно платит налоги. Эта организация в качестве парламентской партии получает финансирование из госбюджета. По его словам, Роланд Келехсаев на самом деле был инициатором создания "Народной партии". Но за помощью в ее создании он якобы обратился именно к нему – Казимиру Плиеву. Собственно, Келехсаев никогда не был обделен вниманием власти, тем более не был самостоятельной фигурой, вспоминает мой собеседник:

Your browser doesn’t support HTML5

"Роланд, давай поговорим"


"Изначально расходы этой партии оплачивались моими ребятами. Они давали ему копейку. Затем Келехсаев стал финансироваться властью. Потом он выбил себе место председателя комитета лесного хозяйства. Получал зарплату. Машину дали ему. Припеваючи жил себе. Еще власть его финансировала. Эти деньги он всегда скрывал. Никогда он партийную работу не проводил".

Плиев поведал мне о том, что, укомплектовав партийный актив уважаемыми ветеранами ополчения, он сумел сделать партию электорально привлекательной. Это и предопределило в 2004 году ее победу на парламентских выборах. Но после войны 2008 года члены партии жестко поставили вопрос о смещении Келехсаева с поста председателя партии из-за того, что в августе он выехал из Цхинвала в Северную Осетию – "бросил свой народ и не встал на защиту родины". Сопартийцы посчитали, что Келехсаев не имеет морального права представлять интересы своих избирателей в законодательной власти. Но чашу терпения переполнил тот факт, что в совет организации Роланд включил двух граждан, не являвшихся членами партии:

"Эти люди сами не знали об этом. Мы с ними поговорили, они подписали протоколы. Это все есть в Минюсте. Созвали внеочередной съезд, правда, без Роланда Келехсаева, потому что он стал прятаться".

– Вы ему разве не угрожали?

Казимир Плиев: "Никогда в жизни. Наоборот, я ему всегда предлагал: "Роланд, давай сядем, поговорим". Но он находил причины: то он в Северной Осетии, то в Сочи, то денег на дорогу нет. Я ему предлагал помочь в решении этих проблем, но он не приезжал. У человека в голове были уже другие мысли – ввести в парламент незнакомых нам лиц. У нас на съезде собралось150 человек, проголосовали все единогласно за меня.

По мнению Плиева, Келехсаев стал марионеткой в руках разных групп влияния, и, оспаривая решения ЦИК и Минюста, он умудряется поставить под сомнение результаты пятилетней работы парламента:

"Кто утверждал дату выборов президента Леонида Тибилова? В парламенте нет ни одного лишнего голоса. Были ратифицированы с Россией несколько соглашений. А кто утверждал генпрокурора, судью Верховного суда? Мы. Роланд ставит под сомнение легитимность Южной Осетии? Получается так".

Последствия этого спора могут быть серьезнее, чем представляют себе два конфликтующих политика. Так считает лидер общественного движения "Твой выбор, Осетия!" Алан Джуссоев:

"Вот пусть потом Илона Хугаева и суд первой инстанции и разбираются в правовых коллизиях, которые могут возникнуть в случае признания "Народной партии" нелегитимной".

Однако сам Роланд Келехсаев считает аргументы Плиева малозначимыми и к делу не относящимися. Если фракция "Народной партии" была нелегитимна, то и решения парламента – тоже. Следовательно, надо искать выход. Правовое государство нельзя построить, грубо нарушая закон в столь принципиальных вопросах.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия