"Смотрящие" укрепляют позиции

По мнению правозащитников, тюремная администрация предпочитает, чтобы управляли "смотрящие", чем брать ответственность на себя и устанавливать законный режим

О том, как криминальные авторитеты контролируют грузинские тюрьмы по согласованию с их администрацией, сегодня рассказал журналистам один из лидеров "Нацдвижения" Акакий Минашвили. Не впервые оппозиция обращает внимание общества на укрепление незаконного института "смотрящих" в пенитенциарных учреждениях страны. Об этой проблеме в последнее время часто говорят и правозащитные организации. Министерство по исполнению наказаний, пробации и юридической помощи Грузии утверждает, что ведет борьбу с криминальными авторитетами, отвергая претензии со стороны "Национального движения".

К сегодняшней пресс-конференции член "Национального движения" Акакий Минашвили подготовился тщательно: он представил журналистам схему, из которой следует, что Тариэл Поцхверия по кличке "Тарас" является главным "смотрящим" грузинских тюрем:

Your browser doesn’t support HTML5

"Смотрящие" укрепляют позиции


"С согласия администрации тюрьмы и высокопоставленных чиновников Министерства по исполнению наказаний к "Тарасу" в медицинское учреждение, в так называемую резбольницу, приглашают криминальных авторитетов. Господин "Тарас" дает им указания, рекомендации. После этого их перераспределяют по разным тюрьмам".

В схеме Минашвили фигурировали несколько пенитенциарных учреждений и контролирующие их криминальные авторитеты. По словам политика, из-за укрепляющего свои позиции института "смотрящих" растет уровень насилия в среде заключенных. Как утверждает "национал", криминальная сеть управляет преступными операциями и за пределами мест заключения. Например, под ее контролем ежедневно происходят грабежи. В ответ на обвинения оппозиции премьер-министр Бидзина Иванишвили заявил, что в сравнении с прошлыми временами ныне в тюрьмах установился воистину санаторный режим.

Не видят смысла комментировать заявление "националов" и в Министерстве по исполнению наказаний. Как сообщил сегодня глава департамента по связям с общественностью этого ведомства Ираклий Кордзая, нет смысла оппонировать силе, которая в XXI веке установила в тюрьмах средневековые порядки. Но в то же время, говорит Кордзая, его ведомство готово учесть все замечания правозащитников.

А претензии общественности в связи с ситуацией в тюрьмах стали звучать все настойчивей. Сегодня у Министерства по исполнению наказаний состоялась небольшая акция протеста представителей Ассоциации молодых правозащитников. Как раз одним из поводов, приведших их сюда, и стал рост влияния "криминальных авторитетов" в тюрьмах. Как говорит глава организации Алекс Кобаидзе, эта категория уголовных авторитетов существовала и во время правления "националов". Их пытался сломать экс-министр Бачо Ахалая, используя при этом садистские методы. Но теперь, как утверждает Кобаидзе, тюремная администрация полностью сняла с себя обязательство контролировать ситуацию в тюрьмах:

"Кроме тюремных "смотрящих", есть еще "смотрящие" в камерах. Все это с учетом воровских традиций. Администрация предпочитает, чтобы управляли "смотрящие", чем брать ответственность на себя и устанавливать законный режим".

В качестве доказательства того, что новое руководство министерства борется с системой управления в тюрьмах "по понятиям", Ираклий Кордзая упомянул ноябрьское решение министра об увольнении сотрудников тюремных администраций именно из-за их неформальных отношений с заключенными:

"Это произошло вскоре после прихода Созара Субари. Это однозначно указывает на то, что мы заинтересованы искоренить эту уродливую практику. Но хочу подчеркнуть, что мы не против людей, которые придерживаются этих традиций. Мы враждебно настроены против самой традиции, боремся против системы "смотрящих".

Однако действиями министерства довольны далеко не все правозащитники. Две недели назад шесть НПО распространили заявление, в котором выразили глубокую озабоченность ситуацией в Гегутской тюрьме.

В этом учреждении 12 мая несколько узников забили до смерти 24-летнего заключенного Левана Кортава. В деле фигурируют и сотрудники администрации. Говорит представитель НПО "42-я статья Конституции" Тамар Габисония:

"Из официального заявления следственных структур стало известно, что надзиратель, у которого были проблемы с заключенным, пошел к другому заключенному, чтобы тот разобрался с первым. Это означает, что там у конкретных узников есть привилегии. У них есть возможность, и надзиратели создают для этого условия, для разбирательства с другими отбывающими срок".

Правозащитники опасаются, если власть не примет меры, эта уродливая практика может получить массовое распространение.