Где обещанный город-сад?

По словам Бадри Газзати, после того как власть в России рано или поздно поменяется, тема Беслана снова всплывет, будет проведено расследование, и все вопросы будут озвучены. Рано или поздно на эти вопросы будут даны ответы

ПРАГА---Трехдневная вахта памяти по погибшим девять лет назад заложникам началась в Беслане со звонка на развалинах школы №1. Ровно в 09:15 по московскому времени во дворе школы прозвенел звонок и началось возложение цветов в спортзале, где в течение трех дней в 2004 году террористы удерживали более 1200 человек. Три дня во дворе бесланской школы и в спортивном зале по уже сложившейся традиции будет звучать траурная музыка. В результате захвата террористами школы погибли и позднее скончались от ранений 334 человека, в том числе 186 детей. Инвалидами стали 126 бывших заложников, из которых 70 – дети. Более 100 человек до сих пор нуждаются в реабилитации.

На прямой связи с нашей студией главный редактор газеты "Осетия. Свободный взгляд", житель Беслана Бадри Газзати.


Олег Кусов: Вы наверняка принимали участия во вчерашних мероприятиях в школе.

Бадри Газзати: Да, конечно.

Your browser doesn’t support HTML5

Где обещанный город-сад?


Олег Кусов: Главная проблема, которая сегодня продолжает волновать жителей города (я уже не говорю о семьях, где погибли дети и близкие) – расследование трагедии. Это на самом деле так?

Бадри Газзати: Эта тема была и остается наиболее актуальной для жителей Беслана, особенно для родственников пострадавших, но в последние годы эта тема как бы уходит со сцены. Во всяком случае, она официально не озвучивается, власти делают все, чтобы эта тема не обсуждалась журналистами. Наступило какое-то забвение этой темы, но это только кажется. На самом деле это связано с тем, что власти хорошо поработали в этом направлении. Представьте себе, что спецслужбы государства, местные власти, районная администрация – все как один были против тех, кто задавал ненужные и неудобные вопросы. В результате, нужно отметить, что они достигли в этом направлении успеха, потому что прошло девять лет, ни на один поставленный вопрос не был дан вразумительный ответ. Более того, всех тех, кто не хотел соглашаться с подобной ситуацией, подвергали как моральному, так и физическому воздействию в том смысле, что они подвергались публичным обвинениям в том, что предают свою родину, в том числе и погибших, и на самом деле никаких тем для обсуждения нет. Мы сегодня видим, что произошло условное забвение этих тем. Я думаю, что это тема будущих времен. После того как власть в России рано или поздно поменяется, тема Беслана снова всплывет, будет проведено расследование, и все вопросы будут озвучены. Я думаю, что рано или поздно на эти вопросы будут даны ответы.

Хочу отметить, что на самом деле, как вы сказали, на сегодняшний день для Беслана наиболее актуальны экономические вопросы. Жители Беслана ничего из того, что им было обещано в то время, не получили и не увидели, хотя все знают, что очень много финансов поступило в республику как по линии гуманитарной помощи, так и официальные власти очень много инвестировали. Но на сегодняшний день нет никаких следов этих огромных финансовых вложений, кроме нескольких объектов, которыми гордится местная власть, – это две школы и Северокавказский многопрофильный медицинский центр. На самом деле эти объекты строились не на средства, которые поступали в фонд помощи пострадавшим, в фонд помощи Беслану, – это были какие-то личные фонды москвичей, нефедеральных структур, поэтому это не те объекты, на которые должны были направиться эти деньги.

Если вспомнить 2005 год… Какие лозунги были? Здесь будет город-сад, весь Беслан будет перестроен, будут перестроены улицы, перенесена железная дорога, обещали всех обеспечить жильем, соответствующим современному уровню… Но мы ничего этого не увидели. Более того, даже то, что было, пришло в глубочайший упадок: дороги, которые тогда строили два-три года, начали проваливаться и до сих пор проваливаются, потому что были произведены некачественные работы – больше ничего нет. А если говорить о том, что пострадавшие получили какие-то компенсации, и на это были затрачены все эти средства, то это тоже не соответствует действительности – не было этих средств в таком объеме, который они получили. Даже небольшой процент из поступивших средств не может перекрыть то, что они получили на руки в виде помощи. К тому же большую часть поступившей гуманитарной помощи, как уверяют некоторые, сами же между собой распределили, и пострадавшие получили только небольшие проценты. Эти темы обсуждаются пострадавшими кулуарно, потому что публично высказывать свое мнение на эту тему сейчас как бы под запретом.

Олег Кусов: Спасибо, Бадри, за ту картину, которую вы нарисовали, – она безрадостна и, к сожалению, далеко не такая, какой представлялась тогда, в 2004-м году, когда все федеральные власти, чиновники приезжали один за другим в Беслан и обещали жителям города сделать их жизнь с этого дня прекрасной. Этого, к сожалению, не произошло.