Завтра в Нальчике Кабардино-Балкарский правозащитный центр проводит пресс-конференцию с участием представителей инициативной группы жителей причерноморских шапсугских аулов. Правозащитники обеспокоены системным нарушением прав коренного малочисленного народа Краснодарского края.
Река Шахе находится в границах особо охраняемой территории – Сочинского национального парка. Она является одним из основных источников обеспечения питьевой водой жителей города Сочи и местом нереста черноморского лосося. Именно из-за этого еще с советских времен жителям шапсугских аулов Большого и Малого Кичмая, расположенных у реки, категорически запрещалось брать гравий из поймы для собственных нужд.
Этот запрет действует и поныне, однако он не является помехой для ООО "ЖД Строй Сервис", которое ведет в пойме реки промышленную добычу гравия. Формально эта деятельность называется противопаводковым мероприятием, на деле – уничтожением реки и среды обитания шапсугов. В результате варварской разработки гравия в течение года у жителей близлежащих аулов уровень воды в колодцах понизился на 2-3 метра, пересохли ручьи, почва не получает необходимой влаги, засыхают сады – один и главных источников дохода сельских жителей.
Жители аулов писали жалобы во все возможные инстанции – начиная от местной прокуратуры, заканчивая президентом Путиным, вели судебные тяжбы. Все без толку, говорит шапсугский старейшина Руслан Гвашев:
"Те, что вывозят гравий сотнями машин в день, нагло нам заявляли: "Ваша писанина нас не колышет, у нас серьезная крыша. Ваш бизнес остановится. Вы на кого замахнулись?! Отставные генералы спецслужб с нами в доле работают". И туземцами нас называли, и унижали…"
На кону большие деньги, идет олимпийское строительство – гравий разлетается, как горячие пирожки. Вообще, олимпийская стройка стала настоящим горем для малочисленного шапсугского народа. Под ковшами олимпийских бульдозеров погибла значительная часть шапсугсокого культурного слоя. Зато "наварились" бульдозеристы – те, что посмекалистей, запаслись металлоискателями… Так на местном черном рынке появились старинные золотые украшения – "византийские".
Вслед за Олимпиадой грядет другая беда: в планах администрации Сочи строительство железной дороги через шапсугские аулы.
"Проект уже утвержден, стройка должна была начаться еще в позапрошлом году, – говорит Руслан Гвашев. – Я поднял вопрос в администрации Сочи: там дольмены, там наша материальная культура, наши захоронения. Почему вы не включаете нас в комиссию? Опять будет, как олимпийское строительство? Глава Сочи Пахомов мне ответил: "Да что вы переживаете, Гвашев, до окончания Олимпиады денег не будет, поэтому строить пока не будем". Это что за ответ?"
По российским законам шапсугам, как коренному малочисленному народу, должны быть гарантированы неприкосновенность среды обитания, условия для сохранения национальной культуры, традиционного образа жизни, родного языка. Но проблема в том, что власти Краснодарского края наотрез отказываются признавать в них коренной народ. Районные власти волевым решением сократили в аульских школах программу изучения родного языка до формального минимума. Маленький народ стал жертвой агрессивной национальной политики края, говорит Руслан Гвашев:
"Слово "шапсуг" уже нигде не увидишь, трафареты везде понаставили. Наши крепости называются византийскими, даже у наших молитвенных деревьев датировки стоят, как будто их сажали царские офицеры. Зато увековечивается память царских генералов, которые здесь неоднозначно себя вели, маниакальных людей, таких как генерал Засс и т.п. Я слышал, к Олимпиаде хотят провести театрализованную высадку российского десанта времен Кавказской войны".
Шапсуги, не найдя в Краснодарском крае ни понимания, ни сочувствия, обратились к правозащитникам Кабардино-Балкарии. Недавно шапсугские аулы посетила группа омбудсменов из Нальчика. Говорит руководитель группы правозащитник Валерий Хатажуков:
"Мы увидели, что в шапсугских аулах идет сворачивание всех национально-культурных программ. Хочу привести один случай: пожилой человек, очень известный не только в Шапсуги, но и на Северном Кавказе, пишет статьи по этим проблемам. К нему домой пришли чиновники из администрации Лазаревского района и пригрозили его детям: если он не прекратит свою деятельность, они получат его папаху. Я пока не называю имя этого человека, но мы его назовем".
– Что значит, "получат папаху"? Это значит – убьют?
Валерий Хатажуков: А как еще это понимать? Значит – убьют.
Наверное, беда шапсугов не только в воинствующем шовинизме краевых властей, но и в привлекательности территории, на которой их угораздило родиться. Живи шапсуги у моря Лаптевых, проблем бы не было, но здесь Черное море, пальмы, солнце и одни из самых высоких в России цен на землю. Что в сравнении с этим судьба народа?
Река Шахе находится в границах особо охраняемой территории – Сочинского национального парка. Она является одним из основных источников обеспечения питьевой водой жителей города Сочи и местом нереста черноморского лосося. Именно из-за этого еще с советских времен жителям шапсугских аулов Большого и Малого Кичмая, расположенных у реки, категорически запрещалось брать гравий из поймы для собственных нужд.
Этот запрет действует и поныне, однако он не является помехой для ООО "ЖД Строй Сервис", которое ведет в пойме реки промышленную добычу гравия. Формально эта деятельность называется противопаводковым мероприятием, на деле – уничтожением реки и среды обитания шапсугов. В результате варварской разработки гравия в течение года у жителей близлежащих аулов уровень воды в колодцах понизился на 2-3 метра, пересохли ручьи, почва не получает необходимой влаги, засыхают сады – один и главных источников дохода сельских жителей.
Your browser doesn’t support HTML5
Жители аулов писали жалобы во все возможные инстанции – начиная от местной прокуратуры, заканчивая президентом Путиным, вели судебные тяжбы. Все без толку, говорит шапсугский старейшина Руслан Гвашев:
"Те, что вывозят гравий сотнями машин в день, нагло нам заявляли: "Ваша писанина нас не колышет, у нас серьезная крыша. Ваш бизнес остановится. Вы на кого замахнулись?! Отставные генералы спецслужб с нами в доле работают". И туземцами нас называли, и унижали…"
На кону большие деньги, идет олимпийское строительство – гравий разлетается, как горячие пирожки. Вообще, олимпийская стройка стала настоящим горем для малочисленного шапсугского народа. Под ковшами олимпийских бульдозеров погибла значительная часть шапсугсокого культурного слоя. Зато "наварились" бульдозеристы – те, что посмекалистей, запаслись металлоискателями… Так на местном черном рынке появились старинные золотые украшения – "византийские".
Вслед за Олимпиадой грядет другая беда: в планах администрации Сочи строительство железной дороги через шапсугские аулы.
"Проект уже утвержден, стройка должна была начаться еще в позапрошлом году, – говорит Руслан Гвашев. – Я поднял вопрос в администрации Сочи: там дольмены, там наша материальная культура, наши захоронения. Почему вы не включаете нас в комиссию? Опять будет, как олимпийское строительство? Глава Сочи Пахомов мне ответил: "Да что вы переживаете, Гвашев, до окончания Олимпиады денег не будет, поэтому строить пока не будем". Это что за ответ?"
По российским законам шапсугам, как коренному малочисленному народу, должны быть гарантированы неприкосновенность среды обитания, условия для сохранения национальной культуры, традиционного образа жизни, родного языка. Но проблема в том, что власти Краснодарского края наотрез отказываются признавать в них коренной народ. Районные власти волевым решением сократили в аульских школах программу изучения родного языка до формального минимума. Маленький народ стал жертвой агрессивной национальной политики края, говорит Руслан Гвашев:
"Слово "шапсуг" уже нигде не увидишь, трафареты везде понаставили. Наши крепости называются византийскими, даже у наших молитвенных деревьев датировки стоят, как будто их сажали царские офицеры. Зато увековечивается память царских генералов, которые здесь неоднозначно себя вели, маниакальных людей, таких как генерал Засс и т.п. Я слышал, к Олимпиаде хотят провести театрализованную высадку российского десанта времен Кавказской войны".
Шапсуги, не найдя в Краснодарском крае ни понимания, ни сочувствия, обратились к правозащитникам Кабардино-Балкарии. Недавно шапсугские аулы посетила группа омбудсменов из Нальчика. Говорит руководитель группы правозащитник Валерий Хатажуков:
"Мы увидели, что в шапсугских аулах идет сворачивание всех национально-культурных программ. Хочу привести один случай: пожилой человек, очень известный не только в Шапсуги, но и на Северном Кавказе, пишет статьи по этим проблемам. К нему домой пришли чиновники из администрации Лазаревского района и пригрозили его детям: если он не прекратит свою деятельность, они получат его папаху. Я пока не называю имя этого человека, но мы его назовем".
– Что значит, "получат папаху"? Это значит – убьют?
Валерий Хатажуков: А как еще это понимать? Значит – убьют.
Наверное, беда шапсугов не только в воинствующем шовинизме краевых властей, но и в привлекательности территории, на которой их угораздило родиться. Живи шапсуги у моря Лаптевых, проблем бы не было, но здесь Черное море, пальмы, солнце и одни из самых высоких в России цен на землю. Что в сравнении с этим судьба народа?