Понятный месседж Москвы

Предлагая на подписание такой важный документ, как договор "О госгранице", Москва надеется одним выстрелом убить сразу двух зайцев: кроме Тбилиси адресатом этого сообщения является Цхинвали

Грузинское правительство направило Москве ноту протеста. Тбилиси возмутило намерение России подписать с Южной Осетией договор "О госгранице". Местные аналитики считают, что заключение этого соглашения может стать серьезным препятствием в процессе налаживания грузино-российских отношений.

Ноту протеста в Москве получили еще неделю назад. Грузинский МИД направил ее, как только появилась первая информация о намерении российского президента издать распоряжение о подписании с Цхинвали договора "О госгранице".

В Тбилиси тогда не стали поднимать шумихи, видимо, надеясь, что после грузинского демарша Владимир Путин предпочтет хотя бы не торопиться с принятием решения. Надежды не оправдались: вчера российский лидер поставил подпись под поручением МИД – обсудить проблему с руководством де-факто республики и подписать с нею документ.

Your browser doesn’t support HTML5

Понятный месседж Москвы


"Для нас это абсолютно неприемлемо, – заявил сегодня спецпредставитель грузинского премьер-министра по вопросам налаживания отношений с Россией Зураб Абашидзе. – Никакой границы с Южной Осетией и Абхазией у них нет. Есть только административная граница, которую Россия в нарушение всех норм закона огораживает колючей проволокой, строит там какие-то стены, все для того, чтобы разделить людей".

Абашидзе крайне редко выступает со столь резкими заявлениями. Категоричность суждений крайне сдержанного дипломата усилила подозрения некоторых местных аналитиков, что в грузино-российских отношениях имеются серьезные проблемы.

Основатель Международного центра конфликтов и переговоров Георгий Хуцишвили указывает на все чаще звучащие предположения грузинских экспертов о том, что на самом деле Москва желает добиться от правительства Иванишвили серьезных геополитических уступок.

"Эта версия заключается в том, что все это делается для того, чтобы принудить Грузию изменить свою внешнеполитическую ориентацию. Чтобы она прямо заявила, что отказывается от сближения с НАТО, и что остается в сфере влияния России", – говорит Хуцишвили.

Однако подобный вариант, даже если он и существует, не может быть реализован, утверждает аналитик. Россия, по его словам, пока ничего конкретного Тбилиси не предлагает, тогда как западные партнеры продолжают поэтапно сближать Грузию с европейскими структурами. В ноябре в Вильнюсе состоится саммит стран-членов Европейского союза, после чего начнется процесс подготовки к подписанию соглашения об ассоциировании Грузии с ЕС.

С 2008 года российский МИД заключил с Цхинвали 22 соглашения. Основные договора были подписаны сразу после признания Россией независимости Южной Осетии. После этого переговоры продолжались, но не о столь значительных документах, например, о сотрудничестве в области культуры или по определению режима торговли.

Предлагая на подписание такой важный документ, как договор "О госгранице", Москва надеется одним выстрелом убить сразу двух зайцев, говорит представитель коалиции "За права беженцев" Зураб Бендианишвили: кроме Тбилиси адресатом этого сообщения является Цхинвали. Там в последнее время все чаще высказываются опасения по поводу наметившегося потепления в грузино-российских отношениях. Как результат, вновь зазвучали призывы о воссоединении с Северной Осетией.

Так что предложение Москвы подписать соглашение в Цхинвали встретят более чем положительно, уверен Зураб Бендианишвили:

"Потому что там люди больше за независимость, чем за присоединение к России. А этот договор, похоже, тоже станет для них своего рода дополнительным признанием со стороны России".

Перед подписанием Цхинвали и Москва должны будут провести демаркацию "границы". Проблем с этим возникнуть не должно, уверен Бендианишвили. Истории, подобные той, что случилась в Абхазии с селом Аибга в 2010 году, в Южной Осетии невозможны:

"Если что-то такое и возникнет, то это будет чем-то вроде игры, чтобы показать, что представители российской и осетинской сторон действительно над чем-то работают и процесс идет", – сказал представитель коалиции "За права беженцев" Зураб Бендианишвили.