Строительство ГЭС и проблемы экологии

Экологи опасаются, что в результате строительства ГЭС в реке Ачарисцкали может не остаться достаточного количества воды для удовлетворения нужд населения, проживающего вдоль реки

ПРАГА---Сегодня премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили и министр энергетики Каха Каладзе приняли участие в церемонии закладки строительства новой ГЭС в Аджарии. Премьер поблагодарил местное население за то, что оно с пониманием отнеслось к этому строительству. Благодаря этому проекту, сказал он, население легко будет трудоустроить. Иванишвили сказал и том, что в Сванетии следует построить Худони ГЭС, которая была заморожена много лет назад после массовых протестов политических партий и населения, видевших экологическую опасность в осуществлении этого проекта.

У нас на линии прямой связи из Тбилиси руководитель НПО экологического профиля "Зеленая альтернатива" Манана Кочладзе.


Кети Бочоришвили: Какое отношение у экологов к строительству гидроэлектростанции "Шуахеви"? Оно действительно оправдано и принесет только пользу?

Your browser doesn’t support HTML5

Строительство ГЭС и проблемы экологии


Манана Кочладзе: По сравнению с другими гидростанциями, которые планируется построить в Грузии, "Шуахеви", можно сказать, один из самых хорошо разработанных проектов норвежской компании, и если все те условия, которые выставило Министерство охраны окружающей среды Грузии, будут исполнены проектом, то он принесет наименьшие проблемы для Грузии. Основные проблемы – это то, что в реке Ачарисцкали может не остаться достаточного количества воды для того, чтобы она способствовала удовлетворению нужд населения, проживающего вдоль реки. И второе – как будут транспортироваться те седименты, которые формируют прибрежную зону Черного моря. Из-за строительства дамбы как на Ачарисцкали, так и на Чолоки все эти седименты уже остановлены, и берег Черного моря подвергается большой опасности. Если эти вопросы будут решены так, как это происходит в европейских странах, тогда можно говорить, что этот проект принесет пользу. Хотя он не принесет ту пользу, о которой говорил сегодня премьер-министр, в плане массового трудоустройства местного населения. Строительство будет проводить международная компания, которая привозит своих рабочих, и местное население, в принципе, будет трудоустроено минимально. Сейчас только 10 человек из местного населения работают на строительстве.

Кети Бочоришвили: А, может быть, это оговорено в контрактах? Все-таки премьер так уверенно говорил об этом.

Манана Кочладзе: В контракте такой договоренности нет, но в ОВОСе (оценке воздействия на окружающую среду) компания приняла обязательство, что они переподготовят трудовые кадры. Первую часть они выполнили, но выполнения второй мы пока ждем.

Кети Бочоришвили: Что касается Худони ГЭС, то этот проект в свое время вызывал не просто споры, а целые баталии, потом его заморозили. А что сейчас изменилось? Он больше не считается опасным для окружающей среды? Проведены какие-то другие расчеты?

Манана Кочладзе: Что касается окружающей среды, остаются геологические проблемы, оползни, которые могут очень жестко повлиять и на саму станцию, если она будет построена, и на резервуар. Согласно проекту должно быть проложено 20 км новой дороги в горах Сванетии, что опять же может привести к усиленной геологической деформации гор. Проблем, конечно, много. Очень много проблем с эрозией, с седиментацией самой реки, а самая большая проблема этого проекта как и во времена Советского Союза, так и сейчас – переселение около трех тысяч сванов из Сванетии.

Кети Бочоришвили: Да, должны были затопить деревни, я помню.

Манана Кочладзе: 10 деревень будет затоплено, четыре деревни, которые не подпадают под затопление, тоже будут вынуждены переселиться, т.к. останутся без какой-либо социальной инфраструктуры. В связи с этим происходят довольно большие волнения среди населения. Люди протестовали против этого во время Советского Союза, когда была диктатура, скажем так, негрузинского правительства.

Кети Бочоришвили: Протестовали, когда возникло народно-освободительное движение, еще в начале 90-х. Тогда это было одним из коньков правительства Гамсахурдиа.

Манана Кочладзе: Да, люди очень обеспокоены этим фактом. Кроме того, что это села, там культурное наследие…

Кети Бочоришвили: То есть с экологами на самом деле проблема "Худони" еще не согласована?

Манана Кочладзе: Нет, с Министерством окружающей среды она не согласована. Также имеется заключение нидерландской комиссии по оценке ОВОС, в котором прямо говорится, что министерство на основании этих документов не должно выдавать разрешение для осуществления проекта.