Ни в Грузии, ни в Южной Осетии

Проблемы Ленингори (грузинское название Ахалгори) поставками дешевых продуктов не решить: нужен комплекс мероприятий по развитию района, вовлечению в экономическую, социальную и политическую жизнь республики местных жителей, которые так и остались жить особняком

С сегодняшнего дня власти республики Южная Осетия должны были ужесточить правила пересечения грузино-осетинской границы на пропускных пунктах. Однако в последний момент югоосетинские власти отменили свое решение без объяснения причин.

Согласно постановлению правительства №102 от 18 июня, с 18 сентября через пропускные пункты запрещался проезд транспорта. Местному жителю, пересекающему границу пешком, разрешалось иметь при себе не более 50 килограмм ручной клади либо товаров на сумму, не превышающую 65 тысяч рублей. В постановлении также определены ограничения для отдельных видов товаров, например, не более пяти килограмм рыбы, 10 литров топлива и так далее. Но вчера вечером ввод в действие этого постановления был отложен без объяснения причин.

Видимо, считает российский журналист Евгений Крутиков, власти Южной Осетии в последний момент поняли, что они пока не готовы к этим нововведениям:

Your browser doesn’t support HTML5

Ни в Грузии, ни в Южной Осетии


"Население Ленингорского района в разы больше завязано на приграничной торговле с Грузией, чем население долины реки Лиахва. Вдруг неожиданно выяснилось, что закрыть проезд автотранспорта, конечно, просто, но люди остаются без снабжения... и правительство впало в ступор. Чиновники вначале приняли решение, а потом дают задний ход и при этом отказываются это дело комментировать. Ни одно СМИ не добилось ни одного комментария по теме – потому что сказать нечего".

В самом Ленингорском районе за два дня до введения новых правил началась паника, говорит жительница Ленингорского района Тамара Меаракишвили. Возможно, люди спокойнее восприняли бы новые ограничения, если была бы проведена разъяснительная работа с населением, а так, говорит Тамара, дефицит информации с лихвой восполняли слухи – один страшнее другого:

"Одни успокаивали: "Ничего страшного не будет". Другие отвечали: "Вот вы увидите, как ничего не будет!" Вот люди и запаниковали – многие поспешили заблаговременно вывезти в Грузию к родственникам все, что считали для себя значимым: мебель, продукты, которые они заготовили на зиму. Очень мало осталось в районе автомобилей и маршрутных такси с грузинскими номерами. Вчера моя дочь уезжала в Тбилиси, так она два с половиной часа стояла в очереди на границе. Если в нашу сторону заезжала одна маршрутка, то в Грузию уходило двадцать маршруток. В результате паники цены на овощи и фрукты в районе подскочили в полтора-два раза".

И все же непонятно, кто вообще инициировал ужесточение правил пересечения границы? Кому и зачем вдруг это понадобилось? Судя по моим общениям с грузинскими коллегами, в Грузии убеждены, что за этим маячит зловещая тень Москвы – югоосетинские власти лишь выполняли волю старшего брата.

У Евгения Крутикова другое мнение:

"Это решение правительства Южной Осетии, у российских пограничников есть только один приказ из Москвы – на обустройство границы, а порядок ее пересечения устанавливается правительством Южной Осетии, поскольку это вещь экономического и политического характера, к военной составляющей она не имеет отношения".

– А какова мотивация этого решения?

Евгений Крутиков: Скорее всего, речь идет о том, что ситуация в Ленингорском районе плохо контролируется, и действительно из этого надо как-то выходить. Все опасаются гуманитарной экспансии со стороны Грузии, какая была в середине 90-х годов прошлого века. А Ленингорский район снабжается во многом из Грузии, люди не контролируемы из-за этого, они не обращают внимания на правительство в Цхинвале. Эту ситуацию надо как-то переломить.

Пока, судя по всему, правительство Южной Осетии намерено решить проблему снабжения Ленингорского района. Кстати, цены на основные продукты питания там существенно выше, чем в Цхинвале. Правительство намеревается выровнять цены по всей республике, говорит депутат югоосетинского парламента, директор цхинвальского хлебобулочного комбината Вадим Цховребов:

"У меня есть поручение президента и председателя правительства, чтобы снизить там цены на продукты питания. Мне было сказано подготовить предложения к середине сентября и ждать указаний. Я уже подготовился – проработал вопросы, подготовил необходимую базу, машины. На шесть рублей я точно снижу цену на хлеб, на 250 рублей снижу цены на мешок сахара и муки, ну и на всю бакалею".

И все же очевидно, что проблемы Ленингорского района одними поставками дешевых продуктов не решить. Нужен комплекс мероприятий по развитию района, вовлечению в экономическую, социальную и политическую жизнь республики местных жителей, которые так и остались жить особняком – ни в Грузии, ни в Южной Осетии.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия