"Разборки" в прямом эфире

С первых же минут встречи стало ясно, что глава правительства пригласил известных в стране политологов и экспертов не для того, чтобы услышать их мнение, а чтобы они ответили за сказанные в разное время и по разным поводам слова

Более четырех часов продолжалась встреча премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили с грузинским экспертным сообществом. Необычным было не только то, что мероприятие транслировалось в прямом эфире, но и поведение премьера, который в буквальном смысле слова отчитывал известных не только в Грузии специалистов в разных областях.

С самого начала трансляции премьер-министр Бидзина Иванишвили пообещал телезрителям, что их ждет необычная передача. Грузинские зрители еще во времена "Нацдвижения" привыкли к прямым трансляциям встреч Михаила Саакашвили с правительством, по ходу которых на министров обрушивался град язвительных и унизительных президентских реплик. Тем не менее Иванишвили все же сумел удивить искушенного грузинского наблюдателя. С первых же минут встречи стало ясно, что глава кабинета министров пригласил известных в Грузии политологов и экспертов не для того, чтобы услышать их мнение, а чтобы они ответили за сказанные в разное время и по разным поводам слова.

Your browser doesn’t support HTML5

"Разборки" в прямом эфире


Премьер готовился к встрече – он с листа зачитывал отрывки из интервью приглашенных экспертов. Особенно "досталось" конфликтологу Мамуке Арешидзе и политологу Сосо Цискаришвили. Последний, к счастью или к несчастью, на встрече не присутствовал:

"Вот еще прочту ваше одно выражение, – обратился премьер-министр к Мамуке Арешидзе. – Мы сейчас находимся в незаметном хаосе, но когда уйдет (из политики) Иванишвили, который все держит в руках, у нас будет настоящий хаос"… Вас ведь слушает общество, вот будьте добры, обоснуйте все это".

Ни один ответ премьер-министр не счел удовлетворительным, ни один аргумент не принял во внимание. Иванишвили утверждал, что "Грузинская мечта" сдержала все обещания, что полиция, прокуратура и суд "сотворили чудо". Недовольство вызвал у него и политолог Рамаз Сакварелидзе, который в одном из интервью предположил, что "Грузинская мета" теряет сторонников. Бидзина Иванишвили потребовал от Сакварелидзе объяснить, на основе каких данных эксперт пришел к такому заключению.

"В этом мне помогает собака – я каждый день больше часа гуляю с ней. Во время этих прогулок я встречаю множество знакомых, которые были год назад вашими яростными сторонниками. Теперь такого энтузиазма я у них не замечаю. Вот на такую социологию с собакой я и ориентировался, когда говорил об этом", – отшутился Рамаз Сакварелидзе.

Политолог поспешил добавить, что незначительное уменьшение сторонников власть не должна считать трагедией.

Однако успокоить премьера оказалось весьма непросто. Помимо прочего, Иванишвили явно был крайне разочарован негативной реакцией экспертов на его намерение уйти из политики – он не очень ее понимал. Возмутило премьера и то, что эксперты отказываются замечать, каких грандиозных успехов достигло правительство за этот год. На недоуменные реплики своих собеседников – дескать, их позвали, чтобы упрекнуть их в непрофессионализме – Бидзина Иванишвили ответил:

"Я не имею в виду, что вы плохие эксперты. Цель моих претензий заключается в том, чтобы вы строже следили за своими словами".

В течение долгой и наполненной зачастую бессодержательной полемикой передачи премьер-министр пытался принудить экспертов высказать свое мнение о кандидате "Грузинской мечты" в президенты – "гениальном, хорошем человеке" Георгии Маргвелашвили. Эксперты тактично воспользовались своим правом на молчание.

Лишь под конец встречи один из приглашенных сумел задать премьеру вопрос – что он думает об отношениях с Россией? Говоря о последних событиях в селах вблизи административной границы с Южной Осетией, Бидзина Иванишвили явно был искренен. Он сразу сказал, что его ответ будет смутным. По его мнению, заградительные сооружения возводятся с целью обезопасить сочинскую Олимпиаду, и когда она пройдет, ситуации во многом успокоится.

"Главное, чтобы наши абхазские и осетинские братья знали, что мы сначала хотим вернуть их, а потом территории", – сказал премьер.

Но добиваться достижения всех этих целей правительству Грузии придется уже без Бидзины Иванишвили. Он твердо намерен уйти из политики. Доводы экспертов, указывающих на возможные осложнения, Иванишвили не убедили.