Шалва Нателашвили: "Я готов…"

По словам Шалвы Нателашвили, он уже объездил 220 поселков и деревень, в которых получил единодушную поддержку – 55-процентую гарантированную поддержку, и эта тенденция, по его мнению, будет усиливаться

ПРАГА---Сегодня мы пригласили в рубрику "Гость недели" лидера Лейбористской партии Грузии Шалву Нателашвили.

Андрей Бабицкий: Батоно Шалва, я процитирую своего знакомого, который сказал, что у вас есть чувство юмора, но нет политических взглядов. Я думаю, что он охарактеризовал вас таким образом потому, что, критикуя Саакашвили, вы апеллируете к американским властям, но вместе с тем и американские власти вы обвиняете в том, что они инспирируют "цветную" революцию. То есть, есть некая политическая эклектика в ваших взглядах – непонятно, на кого вы ориентируетесь, какое будущее вы видите за Грузией.

Шалва Нателашвили: Понимаете, я говорю всегда правду и, в первую очередь, говорю правду моему народу и в том числе моим друзьям в Соединенных Штатах. Я критикую Москву и Кремль за то, что они здесь творят. Так что я, естественно, не хвалил президентство Буша и ту политику, которая создала проблемы для США, а сильная демократическая Америка нужна не только американцам, но и всему миру. Сейчас в Америке новая администрация, с которой мы наладили прекрасные связи – с обеими партиями. Две недели назад я был с визитом в Вашингтоне по приглашению Сената, встречался с сенаторами Тедом Крузом, Джеймсом Ричи и другими, с которыми у нас прекрасные отношения. У меня нет таких дружественных отношений с конкретными московскими политиками, сенаторами и депутатами, как с вашингтонскими. Как обычно, критикуют друзей, близких людей, чтобы они не допускали тех ошибок, которые допускали их предшественники. Так что здесь я не вижу каких-либо противоречий. Я думаю, что для друзей мы должны быть открытыми, и они должны правильно понять наши мировоззрение, тактику и стратегию. Если не понимают, то нужно стараться, чтобы стало понятным. Сейчас опубликован рейтинг NDI, в котором первое место отведено представителю Иванишвили, у которого абсолютно не ощущается пульса. Президент Демократической Республики Конго во Франции, может быть, имеет больший политический рейтинг, чем Маргвелашвили в Грузии. Вообще, непонятная личность, и он указан на первом месте в опросе NDI.

Your browser doesn’t support HTML5

Шалва Нателашвили: "Я готов…"


Андрей Бабицкий: Но за ним стоит Иванишвили, у которого, я думаю, до сих пор сохраняются очень серьезные позиции.

Шалва Нателашвили: Да, он специалист в области маргинальной психологии, Иванишвили также увлекается психологией, особенно Фрейдом, и, наверное, в этом они совпали, но означает ли это, что он станет хорошим президентом и политиком тем более. Поэтому я был вынужден сегодня обратиться к моему другу Кеннету Воллеку – президенту NDI в Вашингтоне – с просьбой отозвать директора, господина Наваро, который открыл какой-то собственный бизнес, этими соцопросами раздражает людей и, что самое главное, ущемляет имидж и престиж США. Так что, если не сказать этого своим друзьям в Америке, то это будет медвежьей услугой в отношении ее в первую очередь.

Андрей Бабицкий: Давайте перейдем к вашей программе. В чем вы видите отличие ваших позиций от позиций ваших конкурентов? Что вы предлагаете людям, почему вы считаете, что они должны вас поддержать?

Шалва Нателашвили: Наши конкуренты переписывают нашу программу уже сколько лет и сколько зим. Как раз в этом отличие. Все эти социальные вопросы, я имею в виду бесплатное образование, здравоохранение (бесплатное – в смысле бюджетного обеспечения), низкие процентные ставки, прекращение массового выселения людей, которые не смогли заплатить вовремя долги, открытие безвизового режима с Россией, и в результате этого улучшение экономического положения – все эти нюансы и важные аспекты мы действительно собираемся проводить, тем более, насколько вы наслышаны или ваш знакомый информировал вас из Тбилиси, мы добились бесплатного среднего образования в 1998-м году в результате конституционного иска против Шеварднадзе. Наша заслуга также в том, что мы сохранили молодежь как поколение. Бесплатная скорая медицинская помощь тоже наша заслуга (в 2001-м году), тариф на электроэнергию мы понизили в течение трех лет, что позволило людям сэкономить 3 миллиарда лари. Мы всем этим довольны, но этого мало. Понимаете, когда бесплатная скорая привезет в платную клинику, и узнаешь, какие там цены, то во второй раз произойдет инфаркт. Естественно, такая скорая помощь никому не нужна. Нужно довести дело до конца, но для этого нужны властные структуры, прерогатива, чтобы подписать законы. Люди все это правильно понимают. Я уже объездил 220 поселков и деревень, в которых получил единодушную поддержку – 55-процентую гарантированную поддержку, и эта тенденция будет усиливаться. Посмотрим.

Андрей Бабицкий: Батоно Шалва, вы уже охарактеризовали Маргвелашвили как любителя маргинальной психологии...

Шалва Нателашвили: Да, он доктор в этой области.

Андрей Бабицкий: А что вы думаете относительно других кандидатов?

Шалва Нателашвили: Ну, кто из других кандидатов более или менее рейтинговые? От бывшей правящей партии – Бакрадзе, он нормальный парень, но абсолютно пустое место в политике, и даже сами "националы", т.е. партия Саакашвили, не хотят занять первое место – во-первых, не могут, а, во-вторых, они хотят второе место, чтобы потом, через несколько лет опять вернуться к власти, для них второе место – полная реабилитация.

Андрей Бабицкий: В каком смысле "нормальный парень"?

Шалва Нателашвили: В общении – нормальный, но не политик. Правда, он был председателем парламента, но он "ручной мальчик": что скажут, то и делает – без самостоятельности, без своих мировоззрений – технический работник. Он был бы хорошим чиновником в администрации министерства или президента, но ни в коем случае не публичным деятелем. Что касается председателя парламента и дважды исполняющей обязанности президента госпожи Бурджанадзе, она очень давняя политическая фигура, все невзгоды, которые перенесла Грузия, связаны с ее именем: когда она была лидером "Революции роз", она способствовала захвату парламента, когда Саакашвили ворвался туда вместе с вооруженными группировками в 2003-м году; она взяла обязанности президента после ухода Шеварднадзе и сделала все, чтобы Саакашвили стал президентом-диктатором – в общем, на этой особе большие грехи, и другой на ее месте, наверное, не стал бы выдвигать свою кандидатуру на этот пост. У остальных кандидатов нет никакого электората.

Андрей Бабицкий: Что вы думаете обо всех этих долгих месяцах, пока Иванишвили находился у власти, чего удалось добиться этой команде, чего не удалось?

Шалва Нателашвили: Ничего не удалось добиться этой команде, кроме распределения сфер влияния между бывшей правящей партией и новыми партайгеноссами, и, что самое главное, они абсолютно удовлетворили требования своих соратников, перераспределили бизнес между членами своих семей и родственниками – и все. Потом в парламенте приняли закон "О презервативах" и со всей серьезностью рассуждали о тонких нюансах, о которых обычно не рассуждают в парламентах, затем приняли закон о ношении национальной одежды – чохи, кавказской одежды, которую надевают во время танцев грузинские танцоры.

Андрей Бабицкий: Это называется "черкеска".

Шалва Нателашвили: Да, черкеска. Приняли закон о черкесках, в которых могут ходить на заседания парламента – и все. Люди запомнили данный парламент и данную партию только этим, и, наверное, больше они ничего не успеют сделать.

Андрей Бабицкий: Батоно Шалва, что делать с Москвой? Как устанавливать с ней отношения?

Шалва Нателашвили: Я готов устанавливать и восстанавливать отношения, я готов лечить старые раны, которые накопились между нашими политическими силами. Между людьми, конечно, нет проблем, слава Богу, люди скучают друг по другу, и они мечтают о России. Недавно друг моего брата приезжал в гости из Новосибирска и не хотел обратно возвращаться, хотел остаться в Грузии. Россияне же фактически выросли на грузинских курортах, поэтому Грузия ждет россиян. Самое главное, чтобы политики отрезвели и встали выше над своими амбициями, злостью и другими сиюминутными интересами. Я готов первый визит после избрания на пост президента совершить в Москву. Я сам уже скучаю по этому городу, в котором вырос и окончил аспирантуру. Я думаю, что нерешенных вопросов между нами нет.

Андрей Бабицкий: Дай Бог, чтобы ваш оптимизм имел под собой основание.