Советы от ПАСЕ

Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию, в которой содержатся рекомендации по Грузии и в связи с ситуацией вокруг оккупированных территорий

Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию, в которой содержатся рекомендации по Грузии и в связи с ситуацией вокруг оккупированных территорий. В документе говорится о желательности прямого диалога с Сухуми и Цхинвали, а также сделан акцент на судебных процессах по делам бывших высокопоставленных грузинских чиновников.

На осенней сессии ПАСЕ в Страсбурге подавляющим большинством голосов была принята резолюция, некоторые пункты которой касались ситуации в Грузии. Согласно четырнадцатому пункту, ассамблея выражает беспокойство по поводу "тяжело протекающего процесса коабитации, арестов членов оппозиции и в целом ограниченной независимости судебной системы". Двадцатый пункт резолюции призывает грузинские власти обеспечить прозрачность процессов по делам бывших чиновников в соответствии с Европейской конвенцией по правам человека. Представители "Грузинской мечты", входящие в делегацию, пытались внести в проект резолюции поправку о том, что Мерабишвили, Чиаберашвили и Ахалая обвиняются по многочисленным статьям. Однако с этим не согласились другие члены грузинской делегации в Страсбурге, в частности, Георгий Канделаки:

Your browser doesn’t support HTML5

Советы от ПАСЕ


"Министерство иностранных дел предприняло попытку исключить из резолюции пункт о задержании лидеров оппозиции. Но от их внимания ускользнуло отсутствие в документе требований к России, которые были прописаны в предыдущих резолюциях. Заметили это мы, и благодаря "Национальному движению" в нынешний документ вошли напоминания об обязанностях российской стороны".

Несмотря на то что поправки, предложенные "Грузинской мечтой", в документ не попали, представители правящей партии не выражали недовольства. Говорит Ираклий Чиковани:

"В документе говорится о том, чтобы расследование по делам бывших чиновников было прозрачным. Думаю, ни для кого не секрет, что эти люди находятся за решеткой из-за предъявленных им обвинений. И то, что грузинское правительство старается вести процессы с максимальной прозрачностью, тоже не новость".

В четвертом пункте резолюции выражается сожаление, что Совету Европы не удается наладить прямой диалог с де-факто властями Сухуми и Цхинвали. При этом, как говорится в документе, его можно было бы начать и без предварительных условий, связанных с официальным статусом регионов. Однако бывший посол Грузии в Евросовете Мамука Жгенти выражает тревогу по поводу этой формулировки:

"Эта запись вызывает опасение, что в дальнейшем Совет Европы будет вести переговоры с Сухуми и Цхинвали без участия грузинской стороны. Это может повлиять на формат женевских переговоров, в которых Абхазия и Южная Осетия представлены не как стороны в переговорах, а как участники. Возможно, их статус и не изменится, но очень жаль, что в резолюции была сделана подобная запись".

В то же время эксперт Тенгиз Пхаладзе не видит ничего плохого в стремлении Совета Европы пойти на диалог с Сухуми и Цхинвали:

"Была найдена форма, при которой в обход официального статуса удастся рассмотреть проблемные вопросы с де-факто властями. Несмотря на то что вопросов, которые они решают независимо от России, ничтожно мало, должен существовать с ними контакт".

Единого мнения о том, устраивает ли Россию подобная оговорка в документе ассамблеи, среди экспертов нет. По крайней мере за принятие резолюции не проголосовал ни один из членов российской делегации.