Визит украинского президента Виктора Януковича в Вильнюс пока официально не отменен, но, судя по всему, в столице Литвы 28–29 ноября на саммите “Восточного партнерства” Украину будет представлять не он, а лидеры украинской оппозиции – Арсений Яценюк, Олег Тягнибок и Виталий Кличко. Начиная с 21 ноября, когда правительство объявило о приостановке евроинтеграции, тысячи украинцев под флагами ЕС начали выходить на акции протеста. В воскресенье началась бессрочная акция в центре Киева.
Сторонники евроинтеграции провели шествие по центру столицы от памятника Тарасу Шевченко до Европейской площади. Среди них был и бывший глава МВД Юрий Луценко, арестованный, как и Тимошенко, после смены власти, но помилованный в апреле этого года президентом Януковичем. Луценко убежден, что от масштабов этой акции во многом будет зависеть окончательный геополитический выбор и будущее Украины.
Согласно сообщениям инофрмационных агентств, милиция применил слезоточивый газ, когда демонстранты попытались прорваться к дому правительства.
На Вильнюсском саммите планировалось подписание соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом, включающего установление тесного политического сотрудничества, а также создание глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Текст этого документа был парафирован летом 2012 года после пяти лет напряженных переговоров между Киевом и Брюсселем.
По всей стране растут Евромайданы. Общественные активисты в Киеве, Ивано-Франковске, Львове, Николаеве, Черкассах, Луцке и других городах, несмотря на запреты местных судов, ежедневно выходят на митинги и готовы продолжать свои акции вплоть до саммита “Восточного партнерства” в Вильнюсе. Многие уже проводят параллели с протестами в ноябре 2004 года, которые привели к Оранжевой революции
За неделею до саммита, который мог стать для Украины историческим, правительство решило приостановить подготовку к подписанию соглашения с ЕС. Этот шаг власти объяснили, в частности, тем, что Европа и в целом Запад отказываются от финансовой поддержки Украины. Премьер-министр Николай Азаров заявил, что ситуация в национальной экономике близка к критической и последней каплей в решении поставить на паузу отношения с ЕС стал отказ Брюсселя помочь Киеву в предоставлении Международным валютным фондом кредита в 15 млрд долларов. Впрочем, президент Виктор Янукович пояснил европейским лидерам, что подписать соглашение об ассоциации ему мешает “экономическое давление и шантаж со стороны России”.
“Эти слова Януковича, по большому счету, следует рассматривать как его капитуляцию перед Россией, свидетельство перехода Украины в сферу российского геополитического влияния и полного провала, к сожалению, курса Украины на евроинтеграцию”, – считает эксперт по вопросам безопасности, профессор Киевского национального университета Григорий Перепелица.
Объявив о паузе в отношениях с ЕС, украинская сторона предложила Брюсселю создать трехстороннюю комиссию с участием России. Впрочем, глава МИД председательствующей в Евросоюзе Литвы Линас Линкявичус уже заявил, что сомневается в возможности включить Москву в диалог по ассоциации с Украиной.
“Представители ЕС считают Украину суверенным государством, субъектом международного права и не видят смысла в привлечении в эту комиссию России. Если она, а не Украина, будет ключевой в таких переговорах, тогда субъектами соглашения станут уже ЕС и РФ, а не ЕС и Украина”, – отмечает Григорий Перепелица.
Обвиняя главу украинского государства в срыве евроинтеграции, эксперты напоминают, что Виктор Янукович после прихода к власти в 2010 году также под давлением Кремля отказался и от планов Украины по вступлению в НАТО.
“Закрыв тогда стране путь в НАТО, Янукович заблокировал и возможное членство Украины в ЕС. Украина, конечно же, по своим показателям не отвечает требованиям членства в Евросоюзе, поэтому ей его и не обещают. Но подписание соглашения об ассоциации создавало условия для приближения государства к стандартам ЕС без участия в НАТО. Благодаря этому можно было провести хоть какую-то модернизацию, поскольку старые, еще советские ресурсы, на которых базируется нынешняя национальная экономика, полностью себя исчерпали. Если Украина не приступит к реформам, то ее ждет экономический коллапс и потеря политического суверенитета”, – убежден эксперт Григорий Перепелица.
Украинский философ и общественный деятель Мирослав Попович полагает, что если даже Украина по требованию Москвы и не присоединится сейчас к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана, то все равно решение Киева отложить евроинтеграцию – это победа российского президента Владимира Путина:
“Путину крайне важно сорвать вхождение Украины в систему демократических государств. Терпеть независимую Украину не мог никакой имперский режим России, не может терпеть ее и нынешний российский лидер. Всем давно понятно, что его проект Таможенного союза – это пролог фактически к Советскому Союзу с другим названием”.
Последние события на Украине могут привести к очередному политическому кризису. По всей стране растут Евромайданы. Общественные активисты в Киеве, Ивано-Франковске, Львове, Николаеве, Черкассах, Луцке и других городах, несмотря на запреты местных судов, ежедневно выходят на митинги и готовы продолжать свои акции вплоть до саммита “Восточного партнерства” в Вильнюсе. Многие уже проводят параллели с протестами в ноябре 2004 года, которые привели к Оранжевой революции.
Отказываясь подписывать соглашение с ЕС, украинские власти ставят пока точку и на возможности отправить на лечение в Германию осужденной бывшего премьера, лидера оппозиционной партии “Батькивщина” Юлии Тимошенко. Это условие Брюсселя было ключевым для заключения соглашения с Украиной.
В своем заявлении главная украинская узница назвала решение о приостановке евроинтеграции, которое, по ее мнению, принято лично Януковичем, – украинским ГКЧП. Она призвала сторонников выходить и выражать свою гражданскую позицию на площадях во всех городах Украины. По словам соратника Тимошенко по партии “Батькивщина” Арсения Яценюка, украинцы должны выходить на Евромайданы не ради веры в кого-то из лидеров оппозиции, а ради себя и ради того, чтобы жить в свободном европейском государстве, а не в российской колонии.