"Инструмент наших предков"

Испокон веков на осетинской гармонике играли только женщины – так сложилось. Хотя потом, по прошествии многих лет, начали играть и мужчины

Осетинская гармоника (фандыр) появилась у осетин не так давно – в XIX веке. Но за прошедшие более чем сто лет она стала одним из главных музыкальных инструментов в Осетии. Теперь на любом торжественном осетинском мероприятии вы обязательно услышите затейливую вязь национальной гармоники. На севере Осетии фандыр популярен настолько, что многие семьи принимают решение отдать ребенка обучаться игре именно на этом инструменте. Последнее время растет количество энтузиастов фандыра и в Южной Осетии.

С преподавателем игры на осетинской гармонике (фандыре) Нонной Кузиловой я встретилась в одной из городских музыкальных школ. Бытовая необустроенность и дровяное отопление в классах ни в малейшей степени не поколебали преподавательский энтузиазм Нонны. О своем любимом инструменте и еще более любимых учениках она готова говорить часами. Нонна закончила музыкальное училище в Северной Осетии, где игрой на фандыре увлекаются тысячи людей. С горечью она говорит о том, что этот замечательный инструмент далеко не столь популярен в Южной Осетии:

Your browser doesn’t support HTML5

"Инструмент наших предков"


"Изначально, когда я начала работать здесь и набирать детей, ходила по школам и спрашивала: "Дети, никто не хочет научиться играть на осетинском фандыре?" И многие меня переспрашивали: "А что это такое – гармошка?" Мне было очень неприятно, что наши дети – осетины не знают, что такое осетинская гармошка. А ведь это визитная карточка осетинского народа".

Тем не менее сегодня у Нонны Кузиловой 15 учеников. Игре на традиционно женском музыкальном инструменте обучаются и мальчики. Продолжает Нонна Кузилова:

"Испокон веков на осетинской гармонике играли только женщины. Не знаю почему, но так сложилось. Хотя потом, по прошествии многих лет, начали играть и мужчины. Вот, например, знаменитый Булат Газданов, у которого я училась. Он вывел осетинскую гармонику на большую сцену, именно он осуществил процесс перевода осетинской гармоники на нотную систему. До этого все прославленные музыканты играли на слух".

На своих занятиях Нонна преподает не только технику игры, но рассказывает об истории музыкальных произведений, географии их исполнения. Сам инструмент, по словам учителя, отнюдь не из дешевых. Профессиональная, так называемая диатоническая гармонь стоит около 150 тысяч рублей. Более бюджетный вариант обойдется от 30 тысяч и выше. Вот уже год ожидает инструмента 16-летняя Диана Бикоева, которую Кузилова считает одной из своих самых талантливых учениц. Семье пока не удалось собрать достаточно денег, но она обязательно это сделает. Ведь отец Дианы и ее дед прекрасно играют на обычной гармошке. Поэтому родные всячески поддерживают увлечение девочки. Говорит мать Дианы Эльвира Джиоева:

"По отцовской линии они все музыкальные люди. И моему ребенку самому это тоже очень нравилось. И так как все мы – осетины, мы любим осетинскую гармонь. Кто ее не любит?!"

Сама Диана Бикоева говорит, что на ее решение больше повлияла двоюродная сестра:

"Мне очень нравился этот инструмент, потому что моя двоюродная сестра занималась на нем. И когда я слушала, как она играет, мне очень нравилось. Когда мне предложили учиться играть на фандыре, я сразу согласилась. Хотя в наше время на фандыре редко кто идет, все в основном выбирают пианино, скрипку. Мне бы хотелось, чтобы в Осетии этим инструментом занимались многие. Потому что фандыр – это инструмент наших предков".

К сожалению, услышать, как поет осетинская гармоника в детских руках, мне не удалось. Диана активно готовится к конкурсу патриотической песни, поэтому каждый день участвует в репетициях в своей общеобразовательной школе. Ее любимый ученический фандыр временно переехал туда.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия