Дело Жвания – год 2013

Тенгиз Аблотия

Очень долго воздерживался от того, чтобы вообще касаться ЭТОЙ темы – слишком уж она деликатная, – но решил, что настало время в общих чертах высказаться.

9 декабря в Грузии отмечали 50-летний юбилей покойного премьер-министра Зураба Жвания. Внимательно следил весь день за информацией по этому поводу и ждал, что хоть кто-то скажет что-то новое. Однако все было по-старому: лидеры государства поговорили о роли Жвания в становлении грузинской политики, а его брат в очередной раз рассказал нам о том, что следствие вышло на финишную прямую и очень скоро народ узнает все правду. Как только – так сразу.

Звучало бы это вполне убедительно и даже сенсационно, если бы он не говорил этого раз в два месяца, в том числе впервые – в ноябре 2012 года. В последний раз – в середине октября, когда заявил, что "самое позднее к концу года все будет ясно". Когда говоришь это в октябре, кажется, что два месяца – целая вечность, но сейчас середина декабря, и по-прежнему ждем ветра с моря.

Причины, вернее, искусственные поводы, которыми оправдывались представители "Мечты" за такое затягивание следствия, были, в общем, такими же, как и во всем остальном: эффективному расследованию мешает коабитация. Ну, действительно, разве может прокуратура распутать, по сути, не слишком сложное дело в условиях, когда президент (уже экс) не назначает посла Грузии в Бенилюксе, а депутаты от ЕНД кричат благим матом на каждой сессии парламента?

Потом появилась новая отмазка, типа, ждем пока Саакашвили уйдет, потому что неприятно обвинять действующего президента страны в убийстве. В общем, получалось, что "ГМ" беспокоится о репутации Саакашвили. Чудны дела твои, господи. Никогда бы не подумал.

Но вот, коабитация – которой не было – наконец закончилась, а освободившийся от галер Миша разъезжает по всему свету. Идеальная ситуация. Если им есть что сказать, то сейчас самое время.

Тем более что дать хотя бы предварительные итоги и ответить на вопрос: убийство или несчастный случай, – проще простого. Восемь лет "националов" обвиняли в убийстве Жвания на том основании, что якобы они сфальсифицировали отчет ФБР. Сколько по этому поводу было заявлений сделано, причем безапелляционно, с полной уверенностью... Что ж, тогда все очень легко: затребуйте отчет в Вашингтоне, сравните с грузинским переводом – и все, первый ответ на вопрос у вас в кармане...

Однако пока все ограничивается общими заявлениям властей и совершенно безумными теориями различных политологов.

У меня есть свое, предварительное мнение по этому вопросу. Мнение наверняка не слишком популярное в условиях, когда вся Грузия сейчас выбирает для себя оружие, которым Миша убил Жвания, – то ли кирпич, то ли легендарная пепельница, которую некурящий Саакашвили специально держал для таких случаев.

Я склоняюсь к мнению, что Жвания никто не убивал. У меня нет по этому поводу никаких доказательств, только житейская убежденность. Дело в том, что убийство премьер-министра не происходит на пустом месте. Это вам не драка за бабу в университете. Для убийства главы правительства, к тому же члена команды, нужны очень веские причины.

Нужен конфликт между премьером и президентом. Конфликт жесточайший, длительный и фундаментальный. Слабо верится, что между Саакашвили и Жвания был такой многомесячный серьезный конфликт и об этом никто ничего не слышал. Грузия – страна профессиональных сплетников, здесь стоит только двум политикам косо друг на друга посмотреть – и вся страна только об этом и говорит. А тут конфликт, дошедший до убийства, – и ничего... Более того, никто ничего не слышал и в семье Жвания – ни его брат, ни его жена, которые громко говорят о том, что произошло убийство, так и не могут сказать ничего конкретного: что такого произошло между Жвания и Саакашвили, что дело дошло до убийства...

В целом мое мнение подкрепляется и сугубо личным фактором – крайним моим недоверием ко всякого рода мудреным теориям заговоров. Ну, к примеру, вопреки убежденности большинства грузин, уверен, что Звиад Гамсахурдиа действительно совершил самоубийство.

Ведь посмотрите, что получается. Несколько лет назад парламент Грузии создал специальную комиссию по расследованию обстоятельств гибели первого президента, и возглавлял ее, ни много ни мало, его сын Константин. Он опросил всех, кого надо было, объездил пол-Европы, где сейчас живут соратники Гамсахурдиа. И все. После этого - тишина. Ни да ни нет. Дело спустили на тормозах. Даже сын президента не нашел признаков убийства. А спросите большинство грузин, и, несмотря на это, они скажут: Звиада убили.

А еще я иногда представляю, что было бы, если Бадри Патаркацишвили умер не в Лондоне, а в Тбилиси. Мишу Саакашвили от репутации убийцы еще и Бадри спас только непробиваемый авторитет Скотланд-Ярда.

Тем не менее я пока не делаю никаких выводов и жду результатов следствия. Но дедлайн приближается. Для меня – это 3 февраля, день гибели Жвания.

Не позднее 3 февраля я жду ответа: или "Жвания был убит так-то и так-то, тем-то и тем-то", или "Дорогие соотечественники, мы вешали вам лапшу на уши все девять лет, и Жвания никто не убивал". Или третье – молчать, что фактически будет равносильно тихому признанию второго...