Восстановление справедливости – год спустя

Тенгиз Аблотия

В воскресенье в Тбилиси состоялась акция с требованием активизации процесса «восстановления справедливости». Прошла она практически незамеченной, и отсутствие интереса к этому собранию еще раз подтвердило мое мнение о том, что «восстановление справедливости» перестало быть темой, представляющей повышенный интерес для кого-либо, кроме собственно пострадавших.

Благодаря активности группы правозащитников, журналистов и экспертов, в СМИ сложилось искаженное представление о том, что общество уже стоит на грани, что еще немного - и возмущенные миллионы бросятся с вилами и топорами на ненавистных «националов». А в реальной жизни опросы показывают, что этот вопрос не входит даже пятерку общественных приоритетов. Касается это не только сторонников ЕНД, но и электората «Мечты» - не активистов, не фанатов, а тех, кто раз в четыре года бросает бюллетень в урну.

Что же все-таки стоит за тем, что процесс осуждения высокопоставленных «националов», возвращение отобранного бизнеса и реабилитация осужденных явно тормозится? «Нет денег на компенсации» - это не причина, это, скорее, удобная отмазка. В конце концов, тянуть с выплатой компенсаций проще, чем каждый день слушать про «невыполнение предвыборных обещаний».

Второй аргумент - еще более детский. Опять коабитация мешает, опять злобные фанаты-«националы» окопались в прокуратуре и готовы подставить голову под топор, лишь бы ненавистным «мечтателям» подгадить. И еще - «Запад запрещает». Чепуха полная: Запад запрещает арестовывать Саакашвили, все остальное – второстепенное дело.

По правде говоря, мне непонятно, что происходит в вопросах нарушений прав собственности. Я понимаю, когда государство пытается не раскачивать лодку и не отбирать имущество у нынешних владельцев бизнеса, – это грозит ухудшением инвестиционного климата. Но при этом есть одно очень интересное обстоятельство: вопреки существующему мнению, значительная часть «отобранного» бизнеса так и не была передана третьим лицам – большие куски собственности, на возвращение которых претендуют пострадавшие, до сих пор находятся на балансе Министерства экономики. Чтобы вернуть их бывшим хозяевам, нужен один росчерк пера. Но не делается и это...

Причин тут может быть две. Первая: предположение, что эту собственность хотят присвоить себе крупные чины из числа «мечтателей». Не согласен с такой постановкой вопроса: «мечтатели» у власти уже 14 месяцев, хотели бы, уже давно все оформили бы. Но нет, собственность честно лежит в шкафу у государства – ни туда ни сюда.

И вот мы подходим к главному... На мой взгляд, государство постепенно приходит к мнению, что из 15 000 исков в прокуратуру значительная часть – полная труха. У меня есть знакомый, которому отец оставил вполне приличный бизнес, но не учел, что сын – конченый игроман. Тот взял кредит, проиграл все деньги, вынужден был в счет долгов продать бизнес, а сейчас... стоит в очереди на восстановление справедливости в прокуратуре.

Знаем ли мы, сколько из тех 15 000 таких же жуликов и приспособленцев, как и мой знакомый? Сколько среди них владельцев различных жестянок-киосков, превращавших наши города в скопище грязи и мусора? Сколько владельцев земельных участков, которые «прихватизировали» крупные куски земли, но ничего там не делали, земля покрывалась колючкой, и они лишь тогда про нее вспомнили, когда государство решило пресечь это безобразие?

В вопросе собственности и бизнеса правительство, судя по всему, оказалось в сложном положении: возвращать всем киоски и ржавые автозаправки советских времен, которых уже давно нет, или плюнуть на всех, в том числе и тех, кто на самом деле незаслуженно пострадал – как в случае с серными банями и ресторанами в Тбилиси. Где тут истина, как не перегнуть палку?

Примерно так же обстоят дела и с теми, кто требует пересмотра уголовных дел. Еще в первые дни прихода «Мечты» к власти я на «Эхе» писал, что «восстановление справедливости» не будет легкой прогулкой – «националы» будут биться до конца и у них много всяких сюрпризов.

Маленький пример: дело об убийстве молодого человека Буты Робакидзе в 2004 году. Казалось бы, простейшее дело, все было ясно как дважды два. Но вот, откуда ни возьмись, в январе появилась видеозапись, которая внесла сумятицу. В итоге дошло до смешного: обвиняемые проводят акции с требованием довести дело до конца, а судебный процесс затормозился...

Сколько еще таких сюрпризов хранится в карманах «националов»? Сколько будет случаев, когда «ни в чем неповинные ангелы» на самом деле окажутся бандитами и преступниками? Вот вопрос, над которым ломают голову в «мечтательских» кабинетах...

Однако, несмотря на это, считаю, что справедливость нужно восстанавливать. Пусть из 15 000 по-настоящему пострадавшими окажутся несколько сот человек. Кто сказал, что несколько сот - это мало? В Грузии в течение девяти лет имели место массовые случаи нарушения прав человека, в том числе и посягательство на святая святых демократии – неприкосновенность собственности. И неважно, что их явно не 15 000. Это вопрос принципа.

Я не знаю, как сделать так, чтобы отшить примазавшихся, но не оставить с протянутой рукой тех, кто реально пострадал. Знаю только то, что это нужно сделать обязательно…