Прибежище для экомигрантов

Так называемые экомигранты решают свои жилищные проблемы, кто как может: одни ютятся у родственников, другие заселяются в заброшенные дома, иногда имея на руках разрешение, а иногда – нет

Лица, потерявшие крышу над головой в результате стихийных бедствий, с 20 января начнут обращаться с заявлениями о выделении им нового жилья. Инициатива обустроить так называемых экологических мигрантов принадлежит Министерству по делам беженцев и расселению.

На данный момент в Грузии зарегистрировано около 11 тысяч семей, покинувших в разные годы свои дома после того, как они оказались разрушены или непригодны для проживания из-за стихийного бедствия или ужасающего положения с экологией. Так называемые экомигранты решают свои жилищные проблемы, кто как может: одни ютятся у родственников, другие заселяются в заброшенные дома, иногда имея на руках разрешение, а иногда – нет.

Реваз Цецхладзе, покинув родную Аджарию еще в 90-е годы, обосновался поначалу в Адигени, затем переехал в Ланчхути и наконец оказался в Цалке. Но нигде он не имел своей крыши над головой. В Цалке Реваза, как и многих других экомигрантов, поселили в брошенном доме, которым некогда владела эмигрировавшая из Грузии греческая семья. Дело было в 2003 году. Тогдашнее правительство пообещало выкупить оставленные греками дома и передать их в собственность экомигрантам. Но этого так и не было сделано. Именно из-за отсутствия бумаги, подтверждающей его право собственности на жилье, Реваз не чувствует уверенности в завтрашнем дне:

Your browser doesn’t support HTML5

Прибежище для экомигрантов


«Я уже много лет живу в этом доме и фактически отстроил его заново. Дом был в ужасном состоянии, и за эти годы я вложил в него тысячи лари, набрал огромные долги. При этом я не знаю, когда меня выселят».

С 20 января Министерство по делам беженцев и расселению будет принимать заявления экомигрантов на выделение жилья в различных районах Грузии. Министерство опубликовало список документов, которые необходимо предоставить ведомству для того, чтобы попасть в число претендентов. Перечень довольно обширен: к заявлению необходимо, в частности, приложить копию постановления местного муниципалитета о том, что жилье является непригодным для проживания. Реваз Цецхладзе сетует на то, что далеко не все экомигранты смогут собрать нужные документы:

«Это большая проблема, потому что мы переезжали по государственной программе, и многие давно потеряли связи с родными селами. Нас только в Цалке поселилось две тысячи человек».

Но обеспечить жилплощадью – это лишь часть проблемы, убеждена менеджер по проектам Сети кавказских природоохранных НПО Нино Тевзадзе. Главная проблема, по ее словам, – это статус экомигранта, который отсутствует в законодательстве.

Неправительственные организации, ведущие активную борьбу за права экомигрантов, проводят консультации с Министерством по делам беженцев и расселению о разработке законопроекта о защите прав экомигрантов. Правительство обещает подготовить его уже в январе будущего года.