Абхазия-2013 в номинациях

В абхазской прессе часто публикуются списки самых значимых событий минувшего года. Вот и я решил предложить слушателям «Эхо Кавказа» свой перечень таких событий в 2013 году в разных номинациях.

Митинг. 28 февраля на площадке перед Абхазским драмтеатром, за которой в народе быстро закрепилось название Театральная площадь, партия «Форум единства народа Абхазии» провела митинг оппозиции. На нем звучали жесткая критика руководства страны и требование отправить правительство в отставку. А затем по требованию митингующих к ним вышел президент страны Александр Анкваб, отвечал на их вопросы и выслушивал выступления оппозиционеров.

Пополнение. Продолжился процесс репатриации потомков абхазских махаджиров XIX века из объятой гражданской войной Сирии, начавшийся еще в 2012-м. Число их составило уже около пятисот. Репатриантов, большинство которых составляют смешанные абхазо-черкесские семьи, размещали по прибытии в сухумской гостинице «Айтар», гудаутской турбазе «Черноморец». Многое делается по их моральной и материальной поддержке, языковой адаптации.

Your browser doesn’t support HTML5

Абхазия-2013 в номинациях


Смена караула. На протяжении восьми с половиной лет ОПД, а затем политическая партия «Единая Абхазия» воспринимались как партия власти: ведь даже название ее было скопировано с «Единой России». Но ничто не вечно под луной. Ушел из жизни Сергей Багапш, а с его преемником на президентском посту у руководителей «ЕА» отношения не заладились. Были разные варианты дальнейшей судьбы партии, но в итоге на съезде, состоявшемся 12 июня, руководство партии во главе с Дауром Тарба осталось у руля и объявило об уходе «ЕА» в оппозицию. Ответным шагом исполнительной власти стало преобразование ветеранского ОПД «Амцахара» в политическую партию. Именно ее теперь и называют в обществе партией власти.

Визит звезды. 1 июля в Абхазию нежданно-негаданно нагрянул знаменитый французский киноактер Жерар Депардье. Во время беседы с президентом Александром Анквабом он узнал об истории жизни первого профессионального абхазского художника Александра Чачба-Шервашидзе, мать которого была француженкой, который прожил во Франции около полувека и умер в Ницце столетним старцем в 1968 году. Жерар очень заинтересовался и сказал, что о художнике можно будет снять фильм. Потом он гулял по набережной и «фоткался» с сухумскими поклонниками его таланта. …Жаль, что тогда еще не был открыт памятник Александру Чачба на его могиле у Абгосмузея, который можно было бы показать Депардье. Торжественное открытие этого памятника состоялось в день рождения художника 24 декабря.

Двойной шок. Утром 9 сентября Абхазию потрясла весть об убийстве первого секретаря, вице-консула российского посольства в Абхазии Дмитрия Вишернева. Убийца выстрелил в него, когда тот выезжал на служебной машине из гаража рядом с домом по сухумской улице Назадзе, в котором проживал на съемной квартире. А заодно и в находившуюся рядом жену, которая через несколько дней скончалась в Республиканской больнице. А спустя неделю-полторы в СМИ было объявлено, что в двойном убийстве подозревается уроженец Чечни Юсуп Лакаев, арестованный через несколько дней после 9 сентября в грузинском Батуми по обвинению в другом преступлении, а также что в Нальчике задержан кабардинец Исхан Сабанчиев. Последний проживал с матерью и сестрой в Сухуме в том же доме, где снимал квартиру Юсуп, и подозревается в сообщничестве с ним. В последующие месяцы новых сведений о ходе расследования не появлялось.

Иллюзия. 18 сентября впервые за многие годы заседание сессии парламента транслировалось в прямом эфире Абхазского телевидения. Общественный интерес к обсуждению итогового доклада созданной в мае комиссии по парламентскому расследованию «По проверке законности выдачи лицам, проживающим в Гальском, Ткуарчальском и Очамчырском районах, общегражданских паспортов Республики Абхазия» был действительно очень велик. В итоге все завершилось благополучно-единодушно: принятием постановления, которым Генпрокуратуре поручалась тщательная проверка законности паспортизации в восточных районах, а также ряда других решений, направленных на упорядочение ситуации в этой сфере. Однако пессимисты (то есть хорошо информированные оптимисты) с самого начала сомневались, что все теперь будет «тип-топ». И впрямь, кто же будет спорить с тем, что «незаконно выданные» паспорта надо аннулировать? Никто. Только что иметь в виду под «незаконно выданными»? Вот тут, как говорится, начинаются разночтения… И эти разночтения привели в конце концов к тому, что в декабре иллюзии относительно «совместного решения» проблемы окончательно развеялись.

Праздник. Конечно, это было 20-летие Победы народа Абхазии в Отечественной войне 1992-1993 годов, которое отмечалось 30 сентября. Никогда юбилеи Победы не праздновались у нас с таким размахом. Но в бочке меда оказались и две ложки дегтя. В выступлении президента на торжественном собрании, в отличие от устоявшейся традиции, лишь скороговоркой, «через запятую», было упомянуто о вкладе в победу северокавказских добровольцев. Недоумение у многих вызвало и участие в военном параде казачьего подразделения с надписью «Черная сотня» на форме.

Второй двойной шок. Спустя месяц с небольшим после убийства дипломата Вишернева и его супруги, 13 октября, пресс-служба Генпрокуратуры РА распространила сообщение о том, что пропавший без вести в сентябре 2012-го в Абхазии российский бизнесмен Сергей Клемантович, как и предполагалось многими, был убит. Подробности оказались жуткими. В ходе проверки показаний одного из задержанных подозреваемых в заброшенном колодце на территории села Адзюбжа были обнаружены останки Клемантовича и его подруги Оксаны Скаредновой. Следствие по делу об этом двойном убийстве продолжается. Но в любом случае ущерб имиджу Абхазии нанесен огромный. Добавила сюда свою лепту и история с лишением депутатской неприкосновенности парламентария Нодика Квициния, подозреваемого в организации преступления. Он был лишен ее только со второй попытки, хотя всем понятно: снятие неприкосновенности в данном случае было необходимо для объективного расследования страшного преступления.

Человек. Когда вечером 29 октября была опубликована информация о том, что президент Абхазии отправил в отставку секретаря Совбеза Станислава Лакоба, многие в обществе, даже помня об их разногласиях по проблеме паспортизации в восточных районах республики, не могли понять: зачем Александр Анкваб совершает такой шаг, который сильно ослабит его команду? Но уже на следующий день на пресс-конференции С. Лакоба рассказал, что вот уже немало месяцев, после заседания Совбеза 30 апреля, они… практически не общаются. Поскольку получение 26 тысячами жителей восточных районов абхазских паспортов без доказательств их отказа от грузинского гражданства воспринимается не только оппозиционерами, но и большинством абхазского общества как очевидная угроза национальной безопасности, Станислав Лакоба – активный поборник аннулирования незаконно выданных паспортов – в глазах очень многих стал человеком года.

Суд. Процесс в Верховном суде РА по делу о посягательстве на жизнь президента Александра Анкваба, который начался 5 ноября и займет, по оценкам юристов, не менее полугода, называют даже не судом года, а судом десятилетия. Вот на век уже не замахиваются: ведь наш XXI только начался, мало ли что еще будет впереди...

Эпидемия. В конце ноября в Ткуарчале произошла вспышка кишечной инфекции, причем пострадали в первую очередь дети. В итоге переболело около половины жителей города. За медицинской помощью обратилось 1260 человек, многие из них повторно. Причиной называют воду из водопровода, которую только после произошедшего начали хлорировать.

Спаситель. 18 декабря произошел беспрецедентный случай – в парламенте под угрозой срыва из-за бойкота оппозиционными депутатами оказалось заслушивание ежегодного послания президента. Положение спас 18-й (из 35 списочного состава) депутат Фазлыбей Авидзба, появившийся спустя 50 минут после намеченного времени начала заседания.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия