ПРАГА---Продолжаем тему с теологом Леваном Абашидзе, который находится на прямой телефонной связи из Тбилиси.
Кети Бочоришвили: Батоно Леван, как вы оцениваете суждение Патриарха в отношении суррогатного материнства и рождения детей из пробирки?
Леван Абашидзе: Я вполне разделяю критические замечания, которые прозвучали в вашем материале. Дело в том, что, конечно, в лице патриархии церковь может выразить свое мнение по поводу суррогатного материнства или искусственного оплодотворения, возможно, какое-то негативное отношение к этим методам, но так прямо говорить, что дети, рожденные таким образом, как бы неполноценные – это, конечно, большая ошибка.
Кети Бочоришвили: Как, по-вашему, это вяжется с тем, что Патриарх приветствует рождение большого количества детей в семьях?
Леван Абашидзе: Если внимательно прочесть послание, основной посыл патриархии заключается в призыве к возвращению к традициям – многодетная семья и т.д. То есть нас всегда отсылают к каким-то традициям, и, я думаю, здесь никакого противоречия нет.
Кети Бочоришвили: К сожалению, не каждая семья может иметь ребенка, и кажется, что должно приветствоваться стремление людей любой ценой завести детей.
Леван Абашидзе: Конечно. Здесь два аспекта, один из которых – иметь много детей, и это тоже спорный вопрос, потому что в некоторых странах, наоборот, речь идет о том, чтобы как-то ограничить рождаемость. Но от церкви обычно (не только в Грузии) мы ожидаем гуманный подход, человеколюбие, и именно этого человеколюбия здесь не было. Я думаю, это самое главное, потому что правильно указали на то, как сейчас будут себя чувствовать те родители или дети, которые были зачаты и рождены именно таким образом?
Кети Бочоришвили: Батоно Леван, судя по реакции в социальных сетях, это вызвало возмущение достаточно большого количества людей, в том числе и православных. Означает ли это, что опасения, что религиозный фанатизм
затмевает разум все большего количества православных в Грузии, не имеют под собой оснований?
Леван Абашидзе: Думаю, что это так. Я никогда не верил, что большинство в нашем обществе впало в какой-то религиозный фанатизм. Еще раз повторю, что, во-первых, послание отражает взгляды тех людей, которые в патриархии принимают решения, озвучивают ее мнение. Во-вторых, это была ошибка. Я почти уверен, что если бы они предвидели такую негативную реакцию, которая еще возрастет, то наверняка смягчили бы эту тему.
Кети Бочоришвили: Почему власти не хотят комментировать сказанное в послании? Здесь есть какая-то политическая подоплека или опасение навлечь на себя божью кару?
Леван Абашидзе: Это общая проблема нашей политики. Большинство наших политиков стараются быть «хорошими православными», поэтому всегда очень осторожно высказываются о патриархии, стараются ничего против нее не говорить. В этом случае, возможно, сейчас будет прорыв, потому что оппозиция уже себя не сдерживает.
Кети Бочоришвили: Батоно Леван, как вы оцениваете суждение Патриарха в отношении суррогатного материнства и рождения детей из пробирки?
Леван Абашидзе: Я вполне разделяю критические замечания, которые прозвучали в вашем материале. Дело в том, что, конечно, в лице патриархии церковь может выразить свое мнение по поводу суррогатного материнства или искусственного оплодотворения, возможно, какое-то негативное отношение к этим методам, но так прямо говорить, что дети, рожденные таким образом, как бы неполноценные – это, конечно, большая ошибка.
Кети Бочоришвили: Как, по-вашему, это вяжется с тем, что Патриарх приветствует рождение большого количества детей в семьях?
Your browser doesn’t support HTML5
Леван Абашидзе: Если внимательно прочесть послание, основной посыл патриархии заключается в призыве к возвращению к традициям – многодетная семья и т.д. То есть нас всегда отсылают к каким-то традициям, и, я думаю, здесь никакого противоречия нет.
Кети Бочоришвили: К сожалению, не каждая семья может иметь ребенка, и кажется, что должно приветствоваться стремление людей любой ценой завести детей.
Леван Абашидзе: Конечно. Здесь два аспекта, один из которых – иметь много детей, и это тоже спорный вопрос, потому что в некоторых странах, наоборот, речь идет о том, чтобы как-то ограничить рождаемость. Но от церкви обычно (не только в Грузии) мы ожидаем гуманный подход, человеколюбие, и именно этого человеколюбия здесь не было. Я думаю, это самое главное, потому что правильно указали на то, как сейчас будут себя чувствовать те родители или дети, которые были зачаты и рождены именно таким образом?
Кети Бочоришвили: Батоно Леван, судя по реакции в социальных сетях, это вызвало возмущение достаточно большого количества людей, в том числе и православных. Означает ли это, что опасения, что религиозный фанатизм
затмевает разум все большего количества православных в Грузии, не имеют под собой оснований?
Леван Абашидзе: Думаю, что это так. Я никогда не верил, что большинство в нашем обществе впало в какой-то религиозный фанатизм. Еще раз повторю, что, во-первых, послание отражает взгляды тех людей, которые в патриархии принимают решения, озвучивают ее мнение. Во-вторых, это была ошибка. Я почти уверен, что если бы они предвидели такую негативную реакцию, которая еще возрастет, то наверняка смягчили бы эту тему.
Кети Бочоришвили: Почему власти не хотят комментировать сказанное в послании? Здесь есть какая-то политическая подоплека или опасение навлечь на себя божью кару?
Леван Абашидзе: Это общая проблема нашей политики. Большинство наших политиков стараются быть «хорошими православными», поэтому всегда очень осторожно высказываются о патриархии, стараются ничего против нее не говорить. В этом случае, возможно, сейчас будет прорыв, потому что оппозиция уже себя не сдерживает.