Дружба союзами

Сегодня в кабинете главного редактора абхазской республиканской газеты «Апсны» Владимира Капба (он же по совместительству председатель абхазского Союза журналистов) состоялось подписание соглашения между Союзами журналистов Абхазии и Южной Осетии о выработке единой информационной политики. Союз журналистов РЮО – самый большой творческий союз в республике, насчитывающий 160 человек. Представлял его председатель Батрадз Харебов. Они с Владимиром Капба обменялись приветственными речами, памятными подарками и скрепили соглашение подписями.

У сегодняшнего мероприятия большая предыстория. Если не касаться советского периода, то важной вехой в становлении сотрудничества журналистов двух республик был приезд 20 с половиной лет назад, летом 1993-го, в командировку на несколько недель в охваченную войной Абхазию Батрадза Харебова. Недавно, к 20-летию победы в Отечественной войне народа Абхазии, газета «Эхо Абхазии» опубликовала в сокращении документальную повесть Батрадза о той своей поездке. Многие, кого он там описал, с интересом читали и вспоминали все пережитое…

Your browser doesn’t support HTML5

Дружба союзами


А пять с лишним лет назад мы с журналистом Надеждой Венедиктовой отправились в командировку уже в разрушенный войной 08.08.08 Цхинвал, где нашим гидом стал, конечно же, Батрадз. Не раз обменивались поездками и съемочные группы гостелерадиокомпаний наших молодых государств. А подписание договора о сотрудничестве должно вывести контакты и взаимодействие абхазских и южноосетинских журналистов на новую высоту.

После церемонии подписания я взял у Батрадза короткое интервью. Дело в том, что мы встречались с ним и накануне, гуляли по сухумской набережной и заговорили вот на какую тему. Насколько я знаю, в отличие от Абхазии, где много негосударственных СМИ, В Южной Осетии их почти нет. Но оказалось, что так было не всегда. Существовало даже независимое телевидение, причем возникшее раньше государственного. И сегодня я решил расспросить его на эту тему подробнее. Вот что он сказал:

«После 93-го года был такой период, когда появилось очень много изданий периодических. Я тогда работал во вновь созданном Министерстве информации и печати, и мы регистрировали эти издания. Некоторые продержались год-два. Были такие, которые остановились на первом же номере.

– Какие продержались дольше всех?

– «Вестник Южной Осетии» больше двух лет просуществовал. Потом газета «Фидем» тоже была. Остальные меньше года выходили, некоторые два-три месяца. Я так понимаю, что они прекращали свое существование, когда заканчивалось финансирование. Как сейчас, так и тогда выход газеты – это дорогое удовольствие. Есть у нас и независимая газета – «XXI век», которая вот уже несколько лет продолжает существовать, функционировать. Выходит, правда, нерегулярно, но, по крайней мере, они дают о себе знать. Они печатают злободневные материалы, у них есть свой круг читателей. И партийные газеты выходят. До выборов в парламент осталось полгода у нас, поэтому партии оживили свою деятельность. 14 партий допущены к выборам. Не все они могут выпускать свои газеты, но ведущие, по крайней мере, пять партий их издают».

В Абхазии не такое партийное многообразие – всего пять партий. У каких-то из них есть свои газеты, у каких-то – сайты. Но «информационную погоду» делают все же независимые издания. Газеты-однодневки у нас тоже были. Но четыре негосударственных еженедельника выходят уже от двадцати до десяти лет. И заслуга в том, что они смогли выжить и «укорениться», принадлежит не только самим журналистам, которые многие годы умудрялись работать на самоокупаемости, но, наверное, и всему обществу, заинтересованному в существовании в СМИ альтернативных мнений.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия