Когда были опубликованы итоги конкурса на соискание государственной премии им. Д.И. Гулиа в области литературы, искусства и архитектуры, не было сомнений, что наверняка раздадутся недовольные и даже возмущенные голоса. При проведении любого конкурса, так же как и выборов, кто-то остается обиженным. Ни разу, по-моему, не обходилось без этого при определении лауреатов трех гулиевских госпремий, которые сейчас составляют по сто тысяч рублей и присуждаются раз в три года комиссией из 19 человек. Но если обычно это недовольство звучало в кулуарах, то после того, как десятилетие назад общество разделилось на два лагеря, свою немаловажную роль стала играть политическая составляющая...
Итак, по итогам тайного голосования лауреатами нынче стали скульптор Амиран Адлейба – за последние работы, в том числе и памятник первому абхазскому профессиональному художнику Александру Чачба, писатель Руслан Капба – за сборник литературно-критических статей «Дух родины», и поэтесса Гунда Квициниа – за сборник стихов «Магическое зеркало».
На конкурс также были выдвинуты театральная постановка режиссера Мадины Аргун, посвященная поэту Таифу Аджба, сборник стихов поэта Мушни Микая, музыкальный фильм «Песни нашей Победы» Эммы Ходжаа и Анри Гумба, а также многосерийный телефильм Тали Джопуа «Военные дневники».
О последней из названных работ, созданной на основе фронтовых видеозаписей автора в 1992-1993 годах, я, кстати, рассказывал на «Эхо Кавказа» в прошлом сентябре, в канун 20-летия Победы в Отечественной войне народа Абхазии. Собственно, к юбилею победы были приурочены как этот цикл, немало месяцев шедший на Абхазском телевидении, так и фильм «Песни нашей Победы», театральная постановка, посвященная пропавшему без вести во время войны поэту Таифу Аджба. У всех у них была, как говорят в таких случаях, «большая пресса».
В последнем номере «Нужной газеты» в небольшой подборке под общим заголовком «Господа, ваши взгляды безнадежно устарели…» парламентарий Ахра Бжания и депутат одного из предыдущих созывов абхазского парламента Марина Барцыц, не умаляя достоинств нынешних лауреатов, возмущаются тем, что были обойдены произведения военной тематики. «В год 20-летия Победы, – резко пишет Марина Барцыц, – пять голосов из 19, отданных 50-серийному документальному фильму Т. Джопуа «Дневники войны», – это не оценка ее труда, а всего лишь диагноз комиссии и ценностям нынешнего руководства государства».
Марина Барцыц недоумевает по поводу того, что двое, ставших лауреатами, были не только членами гулиевской комиссии, но и участвовали в голосовании, хотя во всем мире такое не принято. По ее мнению, это вопрос доверия к комиссии в целом. Немудрено, что после двух последних конкурсов ее покинули немало членов: Рушбей Смыр, Владимир Зантариа, Батал Джопуа и другие. В основном это активные оппозиционеры, так же как и Марина Барцыц, и Ахра Бжания. К числу оппозиционеров можно отнеси также Тали Джопуа и Эмму Ходжаа (известная абхазская журналистка, особенно часто выступала с критикой власти при президенте Сергее Багапше).
Сегодня я беседовал на тему гулиевской премии с двумя известными абхазскими литераторами. Один состоит сейчас в комиссии по премиям, а другой когда-то был в ней, но ушел в знак протеста против того, что «некоторые кандидатуры навязывались сверху». Первый сказал, что ничего не имеет против людей, которые нынче выдвигались, но не стали лауреатами; однако, что делать, если другие набрали больше голосов. И привел примеры того, как и раньше видные деятели литературы и искусства Абхазии становились лауреатами госпремии им. Гулиа не с первого захода, а выдвигаясь во второй, третий раз… Что касается участия в голосовании самих номинантов, то так было в комиссии и раньше.
Другой мой сегодняшний собеседник прокомментировал последний довод так: но если раньше что-то делалось неправильно, это надо исправлять. А по поводу того, что не все сразу становятся лауреатами, заметил, что, по его мнению, отметить премиями фильмы, о которых идет речь, надо было именно сейчас, когда только что прошло празднование 20-летие Победы, когда они вызвали столь позитивный резонанс в обществе и завоевали большую популярность.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Итак, по итогам тайного голосования лауреатами нынче стали скульптор Амиран Адлейба – за последние работы, в том числе и памятник первому абхазскому профессиональному художнику Александру Чачба, писатель Руслан Капба – за сборник литературно-критических статей «Дух родины», и поэтесса Гунда Квициниа – за сборник стихов «Магическое зеркало».
На конкурс также были выдвинуты театральная постановка режиссера Мадины Аргун, посвященная поэту Таифу Аджба, сборник стихов поэта Мушни Микая, музыкальный фильм «Песни нашей Победы» Эммы Ходжаа и Анри Гумба, а также многосерийный телефильм Тали Джопуа «Военные дневники».
Your browser doesn’t support HTML5
О последней из названных работ, созданной на основе фронтовых видеозаписей автора в 1992-1993 годах, я, кстати, рассказывал на «Эхо Кавказа» в прошлом сентябре, в канун 20-летия Победы в Отечественной войне народа Абхазии. Собственно, к юбилею победы были приурочены как этот цикл, немало месяцев шедший на Абхазском телевидении, так и фильм «Песни нашей Победы», театральная постановка, посвященная пропавшему без вести во время войны поэту Таифу Аджба. У всех у них была, как говорят в таких случаях, «большая пресса».
В последнем номере «Нужной газеты» в небольшой подборке под общим заголовком «Господа, ваши взгляды безнадежно устарели…» парламентарий Ахра Бжания и депутат одного из предыдущих созывов абхазского парламента Марина Барцыц, не умаляя достоинств нынешних лауреатов, возмущаются тем, что были обойдены произведения военной тематики. «В год 20-летия Победы, – резко пишет Марина Барцыц, – пять голосов из 19, отданных 50-серийному документальному фильму Т. Джопуа «Дневники войны», – это не оценка ее труда, а всего лишь диагноз комиссии и ценностям нынешнего руководства государства».
Марина Барцыц недоумевает по поводу того, что двое, ставших лауреатами, были не только членами гулиевской комиссии, но и участвовали в голосовании, хотя во всем мире такое не принято. По ее мнению, это вопрос доверия к комиссии в целом. Немудрено, что после двух последних конкурсов ее покинули немало членов: Рушбей Смыр, Владимир Зантариа, Батал Джопуа и другие. В основном это активные оппозиционеры, так же как и Марина Барцыц, и Ахра Бжания. К числу оппозиционеров можно отнеси также Тали Джопуа и Эмму Ходжаа (известная абхазская журналистка, особенно часто выступала с критикой власти при президенте Сергее Багапше).
Сегодня я беседовал на тему гулиевской премии с двумя известными абхазскими литераторами. Один состоит сейчас в комиссии по премиям, а другой когда-то был в ней, но ушел в знак протеста против того, что «некоторые кандидатуры навязывались сверху». Первый сказал, что ничего не имеет против людей, которые нынче выдвигались, но не стали лауреатами; однако, что делать, если другие набрали больше голосов. И привел примеры того, как и раньше видные деятели литературы и искусства Абхазии становились лауреатами госпремии им. Гулиа не с первого захода, а выдвигаясь во второй, третий раз… Что касается участия в голосовании самих номинантов, то так было в комиссии и раньше.
Другой мой сегодняшний собеседник прокомментировал последний довод так: но если раньше что-то делалось неправильно, это надо исправлять. А по поводу того, что не все сразу становятся лауреатами, заметил, что, по его мнению, отметить премиями фильмы, о которых идет речь, надо было именно сейчас, когда только что прошло празднование 20-летие Победы, когда они вызвали столь позитивный резонанс в обществе и завоевали большую популярность.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия