Обречены на перманентность

По отзывам экспертов как в Москве, так и в Цхинвале, сейчас главная югоосетинская интрига разворачивается вокруг назначения нового премьера в новом правительстве

По мнению экспертов, следящих за ситуацией в Цхинвале, раздача портфелей в новом югоосетинском правительстве, которое должно быть сформировано в ближайшее время, стала камнем преткновения между российскими кураторами и югоосетинскими элитами.

По отзывам экспертов как в Москве, так и в Цхинвале, сейчас главная югоосетинская интрига разворачивается вокруг назначения нового премьера. Они считают очевидным то, что Владислав Сурков хочет посадить в кресло премьера своего человека. Кандидатов от Суркова двое – уроженец Южной Осетии московский бизнесмен Альберт Джуссоев и некая таинственная персона из Москвы, имя которой пока не разглашается.

В свою очередь югоосетинское руководство настаивает на своем выдвиженце – бывшем вице-премьере, а ныне исполняющем обязанности председателя югоосетинского правительства Доментии Кулумбегове.

Этот спор оброс массой сплетен о том, что едва ли не весь Кремль подключился к противоборству сторон. По уверениям руководителя российского Центра политической информации Алексея Мухина, слухи эти, мягко говоря, преувеличены:

Your browser doesn’t support HTML5

Обречены на перманентность


«Никаких склок в администрации президента по этому поводу нет, есть лишь внимательное наблюдение за действиями чиновника с разной степенью сарказма и иронии. Югоосетинским элитам или их представителям не удастся создать какую-то группу поддержки в федеральном центре хотя бы потому, что в Кремле каждый за себя и подставляться из-за них никто не захочет».

И все же, считает Алексей Мухин, у югоосетинских элит есть возможность настоять на своем без всякой поддержки в Москве.

Даже в северокавказских республиках, которые в отличие от Южной Осетии не являются суверенными государствами, можно найти немало примеров, когда Москва вынужденно идет на уступки при назначении федеральных чиновников из-за сопротивления местных элит.

Правда, отмечает эксперт, у всего есть своя цена, в том числе и у неуступчивости южных осетин:

«Я думаю, Владислав Сурков прекрасно понимает, что сломать представителей местных элит не удастся, поэтому нужно будет искать компромиссы. Но Владислав Сурков – не последний человек в Москве, поэтому достижение этого компромисса будет сопрягаться для югоосетинских элит с уменьшением объема финансирования и увеличением контроля со стороны федеральных властей. В связи с этим, к сожалению, процесс восстановления республики будет растянут по времени. Я полагаю, что этот конфликт продолжится в вялотекущей форме и он, увы, обречен на перманентность».

Югоосетинскому эксперту Алану Джуссоеву рассуждения о едва ли не судьбоносном для республики значении фамилии следующего премьера кажутся чрезмерно преувеличенными. Он считает маловероятным, чтобы назначение чиновника на должность, пусть даже такую высокую, вдруг стало приоритетным вопросом в российско-югоосетинских отношениях.

Главное, по мнению эксперта, заключается в том, что меняется содержание межгосударственных отношений, оно становится более прагматичным, конкретным. С другой стороны, в самой Южной Осетии появляются совершенно новые критерии оценки деятельности правительства, подтверждением чему является комментарий президента Тибилова по поводу причин отставки правительства. Говорит Алан Джуссоев:

«Были четко прописаны причины отставки предыдущего правительства. Такого в Южной Осетии еще не было – до сих пор все отставки были эмоционально раскрашены, мол, «они не оправдали доверие народа», но при этом без внятной аргументации. На деле они были связаны с межличностными конфликтами. Теперь, судя по всему, правила изменились: кто бы ни пришел работать, с него будет спрос по делу, чтобы исправить ошибки предыдущего правительства и не допускать их впредь».

Наверное, внешне ситуация в республике выглядит следующим образом.
Был куратор Татьяна Голикова, которая исходила из принципа: чтобы предотвратить разворовывание российской помощи, нужно сократить ее размеры буквально до финансирования нескольких конкретных проектов и усилить контроль за их исполнением.

Новый куратор Владислав Сурков демонстрирует другой, более амбициозный подход. Он обещает увеличить финансирование в разы, помимо бюджетных денег привести в республику силы и средства, какие Южная Осетия сама привлечь не сможет. Но и контроль над местной властью будет усилен вплоть до согласования с куратором кадровых назначений в правительство.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия