Возвращение Эмзара Квициани

После смены правительства в Грузии Квициани перестал бояться, что его могут ликвидировать, если он вернется в Грузию. Но купить билет на самолет в Тбилиси он до сегодняшнего дня не мог

ПРАГА---Бывший представитель президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе в Кодорском ущелье и бывший лидер местных вооруженных формирований Эмзар Квициани был арестован в Тбилисском аэропорту сразу по возвращении из России. Накануне МВД Грузии предупредило его о том, что он будет задержан. Судя по всему, он надеется, что нынешние власти не будут слишком сурово карать одного из самых непримиримых противников Михаила Саакашвили. Бывший президент обвинял Квициани в том, что в 2006-м году тот выступил против ввода грузинских войск в Кодорское ущелье самопровозглашенной республики Абхазия. Против Квициани было возбуждено уголовное дело по обвинению в измене родине. Он бежал из Кодори в Россию вместе с группой соратников, а в 2008 году сбылись его самые страшные предсказания – в ходе пятидневной войны абхазские формирования вытеснили из Кодори грузинские войска вместе с местным населением.

Наш корреспондент Олеся Вартанян летела в одном самолете с Эмзаром Квициани, и сейчас она находится на прямой линии с нашей студией.


Your browser doesn’t support HTML5

Возвращение Эмзара Квициани


Кети Бочоришвили: Олеся, расскажите нам о подробностях вашей встречи с Эмзаром Квициани.

Олеся Вартанян: Мы встретились с Эмзаром Квициани в московском аэропорту совершенно случайно. В течение нескольких последних дней я находилась в России в рамках спецпроекта Кавказского дома и российского Фонда Горчакова на встрече молодых аналитиков. В аэропорту «Внуково» я и остальные участники уже собиралась сдавать багаж, чтобы ехать по домам, как неожиданно перед стойкой авиакомпании появился Эмзар Квициани с сестрой и двоюродным братом.

Среди тех, кто ожидал регистрации, было немало людей из Грузии. Но никто из них к Квициани не подошел, быть может, и по той причине, что за восемь лет, проведенных в Москве, внешность скандально известного бывшего наместника президента в Кодорском ущелье претерпела значительные изменения. Мы никогда до этого с ним лично не встречались, но видеохроника сохранила облик коренастого, крепко сбитого мужчины средних лет. Сегодня он выглядит иначе. Квициани заметно располнел, а от густой шевелюры на голове почти ничего не осталось.

Завидев Эмзара, я тут же распаковала чемодан, достала диктофон, но, к моему разочарованию, Квициани, хоть и тактично, но поначалу отказался говорить под запись, правда, согласился объяснить ситуацию, в которой он оказался.

После смены правительства в Грузии Квициани перестал бояться, что его могут ликвидировать, если он вернется в Грузию. Но купить билет на самолет в Тбилиси он до сегодняшнего дня не мог. Как объяснил мне когда-то гремевший возмутитель спокойствия, восемь лет назад, приехав в Россию, он вынужден был сдать грузинский паспорт, чтобы получить удостоверение беженца. После смены правительства Квициани и его родные просили Тбилиси дать ему новый паспорт, но безрезультатно.

В конечном счете Квициани решил пойти ва-банк. На днях он подал иск в московский суд с просьбой депортировать его в Грузию. 25 февраля его просьба была удовлетворена. Он показал и разрешил сфотографировать постановление суда, в котором говорится, что за годы жизни в России Квициани не проходил обязательную регистрацию, а значит, нарушал местное законодательство. Ему выписали административный штраф в 5000 рублей (примерно 130 долларов), а также одарили желанным вердиктом: была удовлетворена его просьба о депортации из России. Бумага из суда дала ему основание затребовать в миграционной службе свой грузинский паспорт, по которому он и приобрел билет на самолет до Тбилиси.

Даже пройдя регистрацию, Квициани никак не мог поверить, что его выпустят из России. Он попытался вылететь еще вчера, но его завернули на паспортном контроле - нашлась какая-то неточность в бумагах. Сегодня при проверке паспорта его также фактически подвергли допросу. Несостоявшегося беженца проверяли чуть больше часа, изучали под лупой не только документы, но и весь багаж. Когда все завершилось, Квициани обрадовался как ребенок. Он был готов расцеловать первого встречного. В зале ожидания за пару минут до посадки мы с ним и поговорили.

В первую очередь Квициани сказал, что готов к аресту в Тбилиси. Он уверен, что история с возвращением в Грузию затянулась так надолго потому, что против выступали как российская, так и грузинская стороны, видимо, опасаясь, что человек, обладающий столь весомым авторитетом среди уроженцев Кодори, может дестабилизировать ситуацию в ущелье, которое находится неподалеку от сочинских олимпийских объектов.

В Тбилиси его встречали, как чемпиона-олимпийца. В здании тбилисского аэропорта образовался маленький митинг из десятков родственников и друзей. У некоторых в руках были плакаты, люди скандировали: «Эмзар! Эмзар!» Но увидеть своего героя им сегодня так и не посчастливилось. На выходе из самолета он мне улыбнулся и попрощался: «До встречи!» После направился к стойке паспортного контроля. Вокруг было заметно больше обычного полицейских, но Квициани задержали не сразу – он отстоял очередь к будке, протянул пограничнику паспорт и только тогда к нему подошли люди в форме.

Кто-то из пассажиров попытался снять на камеру мобильного телефона момент задержания, но полицейские, заметив это, заставили ловкача стереть кадры. Все прошло цивильно: Квициани отвели в специальную комнату для допроса, после чего перевезли в Глданскую тюрьму. Там и оставили.