Граница по интересам

Обустройство границы вызвало массу жалоб местного населения по обе стороны границы. То грузины жаловались, что у них огороды остались на осетинской территории, то осетины, у которых в зоне отчуждения остались домовладения и приусадебные хозяйства

Граница между Грузией и республикой Южная Осетия будет уточняться и корректироваться в соответствии с Декретом об образовании Югоосетинской автономии от 20 апреля 1922 года.

Обустройство границы между Южной Осетией и Грузией вызвало массу жалоб местного населения по обе стороны границы. То грузины жаловались, что у них огороды остались на осетинской территории, то осетины, у которых в зоне отчуждения остались домовладения и приусадебные хозяйства.

Пограничники на эти упреки лишь разводили руками, мол, ничего поделать не можем, тянем забор строго по советским картам, вот если бы грузинская сторона приняла участие в работе по демаркации границы, то разделительную линию можно было бы обустроить так, чтобы не страдали ни грузины, ни осетины. Но грузинские власти этой границы не признают и от участия в ее обустройстве отказываются.

Этот процесс с югоосетинской стороны контролирует специальная правительственная комиссия по делимитации государственной границы, созданная в 2012 году указом президента Южной Осетии. Надо полагать, она же отвечает и за правильность траектории государственной границы.

Your browser doesn’t support HTML5

Граница по интересам


По словам председателя парламентского комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению Амирана Дьяконова, за эти два года, как начались работы по сооружению пограничных инженерных коммуникаций, депутатский корпус завалили жалобами жители приграничных осетинских селений:

«В Декрете Всегрузинского Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров Грузинской ССР об образовании Югоосетинской автономной области от 20 апреля 1922 года были четко обозначены границы автономии в составе Грузинской ССР. При рассмотрении нами жалоб выяснилось, что во многих случаях границы республики не соответствуют тем, что были обозначены в декрете, они проведены в ущерб территориальным интересам Южной Осетии».

Парламент обратился с просьбой к президенту Тибилову, чтобы он включил в состав правительственной комиссии представителей депутатского корпуса – по одному человеку от каждой из трех партийных фракций. Президент дал свое согласие. Предполагается, что комиссия еще раз сверит и приведет в соответствие инженерные коммуникации на границе с картой 1922 года.

По словам югоосетинского общественника Тимура Цхурбати, это решение можно только приветствовать. Правда, считает Цхурбати, неплохо было бы учесть при этом и мнение местных жителей – они лучше любой карты могут рассказать, где проходит настоящая граница:

«Какая бы власть ни приходила, и грузинские, и осетинские крестьяне всегда помнили, где чья земля с точностью до полуметра, и эти границы никто никогда не нарушал. Допустим, если грузины перегоняли свой скот на осетинскую территорию, то они всегда за это платили, например, давали барашка или хотя бы просто говорили «спасибо». Когда начали проводить границы по каким-то формальным картам, естественно, возникла масса претензий и у грузин, и у осетин».

Тимур Цхурбати считает, что вся ответственность за неудобства, причиненные местным жителям по обе стороны границы, лежит на официальном Тбилиси, который отказывается принимать участие в демаркационных работах. По его мнению, ради защиты интересов своих граждан грузинские власти должны были пойти на диалог с Цхинвалом.

Чтобы подтолкнуть южных соседей к сотрудничеству, Цхурбати предлагает провести границу там, где это удобно южным осетинам, а если кто-то будет не согласен с таким положением вещей, то можно будет выслушать его аргументы, вместе обсудить, как справедливо провести границу.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия