Коба Ликликадзе: «Я сомневаюсь в эффективности исследования»

Военный обозреватель грузинской службы Радио Свобода Коба Ликликадзе

ПРАГА---До конца текущего месяца министру обороны Грузии Ираклию Аласания будет представлено исследование об августовской войне 2008 года. Сегодня об этом сообщил журналистам сам глава оборонного ведомства. «Мы ожидаем, что до конца месяца Генштаб представит это исследование. Еще раз повторю, что это не расследование. Затем с ним будет ознакомлено и политическое руководство страны», – заявил Ираклий Аласания. На эту тему мы побеседуем с военным обозревателем грузинской службы Радио Свобода Кобой Ликликадзе.

Кети Бочоришвили: Коба, что означает сказанное министром: «это не расследование, а исследование». Как это надо понимать?

Коба Ликликадзе: Я думаю, что надо понимать в прямом смысле этого слова. Группа экспертов сидит в Министерстве обороны, в Генеральном штабе – допустим, исследовательская консалтинговая компания, – они берут интервью у участников боевых действий, офицеров, которые получали, отдавали приказы и должны были контролировать их исполнение. Исследование, как сказал Аласания, будет конфиденциальным, и только часть его будет опубликована после того, как правительство и представители Совбеза ознакомятся с ним для того, чтобы на базе этого сделать какую-то поправку в оборонной доктрине и как-то по-другому осмыслить вероятные боевые действия на территории Грузии.

Your browser doesn’t support HTML5

Коба Ликликадзе: «Я сомневаюсь в эффективности исследования»


Кети Бочоришвили: То есть там исследован сугубо военный аспект, но не будет затронут политический. Я имею в виду: кто развязал войну, кто провоцировал, кто поддался на провокации и т.д.

Коба Ликликадзе: Это очень интересный вопрос, потому что на самом деле я тоже задумался: а что если члены правительства, главный прокурор, министр внутренних дел, наконец, премьер-министр Грузии, который является лидером правящей партии «Грузинская мечта», посчитают, что, ребята, это не только исследование, а здесь все признаки уголовной ответственности. Допустим, какая-то энная бригада под командованием энного начальника части покинула территорию, которую они должны были отстаивать и оберегать до конца. Я просто предполагаю: если это исследование покажет, что изначально боевой план был неправильным, что потому будет? Так что, давайте, этот риторический вопрос оставим для наших радиослушателей.

Кети Бочоришвили: Коба, кто проводил это исследование и насколько оно может быть эффективным?

Коба Ликликадзе: Честно говоря, я немного сомневаюсь в эффективности. Даже если его проводили (я хочу надеяться), как сказал министр Аласания, самые беспристрастные, профессиональные и честные люди, то критерий эффективности, как мне кажется, вызывает сомнение. И вот почему: если мы сходимся во мнении, что изначально штурм города Цхинвали, который стратегически очень сложно удерживать, был неправильным, тогда какое бы исследование ни проводилось, тут явно видна стратегическая ошибка правительства, верховного главнокомандующего, который отдал приказ. Если бы такого приказа не было и, допустим, было какое-то другое направление, о котором мы не знаем, хотя это секрет Полишинеля, то здесь, может быть, руководство, плюс конкретные лица Министерства обороны, начальник Генерального штаба или командующий сухопутных войск отдавали неверные приказы или неверно исполняли приказ. Почему еще я думаю, что эффективность может превратиться в филькину грамоту? Да потому что после августовской войны американские эксперты Пентагона по просьбе правительства провели закрытое исследование на высшем уровне, и их выводы также должны были держаться в секрете. «Нью-Йорк Таймс» опубликовал жесткую оценку именно боевых действий руководящих командиров.

Сейчас, несмотря на то, что новое руководство Министерства обороны очень много делает для прозрачности, для переоборудования, для социального обеспечения, я думаю, что это просто пиар. Когда министр обороны недавно был в элитарной Сенакской бригаде, военные прямо ему сказали: знаете, когда вы приезжаете сюда, меню соответствует нормам и оно качественное, а когда вас нет, зачастую нам подают некачественную или плохо приготовленную еду. Вот на это лучше сейчас тратить время, нежели на исследование тех трагических событий, ответы на которые, честно говоря, знают все, в первую очередь господин Аласания и все члены правительства.