Торг уместен

Изида Чаниа

Проблема в Абхазии одна – понедельники. Первый день недели – единственное, что мешает развитию нашей страны. Как только мы отменим понедельники, выяснится, что мы вовсе не бездельники и могли бы жить. Если кто-то думает, что я иронизирую, пусть посмотрит отчет с сессии парламента Абхазии, которая прошла сегодня, 30 апреля. Но прежде поясню, что по понедельникам к президенту выстраиваются громадные очереди за материальной помощью, которая раздается главой государства на различные нужды, – от лечения до ремонта канализации. Это такое ноу-хау президента Анкваба.

Но вернемся к сессии. Первым вопросом, стоявшим в повестке дня, был проект «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Республике Абхазия». Обсуждение скучного технического закона, поступившего из администрации президента и регламентирующего распределение средств в главном финансовом документе страны, весьма оживила всего одна статья, предусматривающая долю президента в бюджете до 10%. Это Фонд президента или «президентская десятина», как нарекли ее журналисты. Заморочка новоиспеченного абхазского феодала поначалу не была по достоинству оценена депутатами, и они приняли проект в первом чтении без всякого обсуждения. Позже выяснилось, что большая часть депутатов не ознакомились с громоздким 96-страничным документом, а потому и не заметили стремительно возросшего президентского аппетита. Но соцсети вынудили депутатов вникнуть в суть обсуждаемого ими законопроекта. И ко второму чтению выяснилось, что не все народные избранники согласны на такую беспрецедентную щедрость. К тому моменту журналисты уже подсчитали, что если республиканский бюджет к следующему году останется на том же уровне, что и нынешний, то в карман президента попадет четвертая часть собственных доходов республики (бюджет Абхазии состоит из собственных средств и российских вливаний), а это около 900 миллионов рублей. Сумма, которую страна выделяет на правоохранительные органы, суды и прокуратуру вместе взятые.

Your browser doesn’t support HTML5

Торг уместен


Проект закона ушел на доработку в соответствующий парламентский комитет и попал на нынешнюю сессию в слегка измененном виде. В результате торгов сумма президентского фонда была уменьшена до 5% от бюджета. И, как уточнил министр финансов и представитель президента в парламенте, – теперь уже от собственных поступлений в бюджет.

И вот тут наконец-то возник вопрос о том, каким образом тратит эти деньги президент и кто контролирует эти траты. На самом деле к обсуждению этого вопроса подтолкнул депутатов министр финансов, который, защищая президентский фонд от нападок злобных журналистов, имел неосторожность заявить, что в минувшем году из президентского фонда, сумма которого была утверждена парламентом в размере 100 миллионов рублей, было потрачено более 300 миллионов рублей. То есть президент нарушил закон, не согласовав свои расходы с парламентом и не внеся поправки в бюджет в установленном законом порядке. Опровергнуть это утверждение депутата Леонида Чамагуа не смогли не только представитель президента в парламенте, но и министр финансов. И вот тогда депутаты четко разделились на тех, кто требовал от президента исполнения закона, и на деточкиных, которые по аналогии с защитником знаменитого героя, вопрошавшего «воровал. Но на что воровал?», кинулись утверждать, что Анкваб потратил эти деньги на благородные цели – лечение людей. «Это нарушение, но вынужденное нарушение». Ну чем не деточкины?!

Надо отметить, что в роли деточкиных выступали совершенно конкретные «детки» – те самые депутаты, которые дружно голосовали за продажу шести гектаров прибрежной земли за символические 20 миллионов рублей (вместе с многочисленными строениями). Это те же самые парламентарии, которые поддерживали президента в незаконной паспортизации. Это те депутаты, которые ходят на прием к Анквабу вместе с партией «Амцахара». То, что их вполне устраивает понедельничный подкуп электората, очевидно. А так как деточкиных в парламенте большинство, проект закона, гарантирующий Анквабу оброк с бюджета, прошел. Десятина, оброк – какая по большему счету разница?! Единственный выход – отменить понедельники. Или уже официально принять феодальное устройство за основу.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции