Оппозиция в кавычках

Из Чечни сегодня не новости, но напоминание.

Сумбурные известия с востока Украины, из Славянска и окрестностей, сообщают не только о (вроде бы?) ветеранах российских спецподразделений, организующих возмущенные массы трудящихся, стенающих под бандеровским игом. Говорят и о чеченцах в прямом и непосредственном смысле этого слова. Поминают батальон «Восток». Ничего, что батальон этот (как и другой батальон – «Запад») расформирован пять с лишком лет назад, а Сулим Ямадаев отправлен в лучший мир. Слава, обретенная в Южной Осетии в августе 2008-го, похоже, пережила и сам батальон, и его командира.

Про «Восток» говорили и пару месяцев назад в Крыму. Видимо, это превыше человеческих сил – «учить матчасть», залезать в подробности, а тем более в историю. Я как раз к этому и веду.

...Кстати, остатки «чеченских» спецподразделений ГРУ – может, «ямадаевцев» и точно «какиевцев» – были каким-то образом в каком-то статусе сохранены на Ханкале. Может, и сейчас есть. Могли где-то засветиться среди прочих «вежливых» и не очень вежливых людей. Но, во-первых, – не «Восток». И, во-вторых, такие слухи нужно каждый раз троекратно перепроверять.

...Так вот, история. События двадцатилетней давности заслуживают, наверное, такого наименования. Двадцать лет назад, в 1994-м, Россия и Чечня шли к войне. То, почему и как это стало возможно, почему и как не удалось предотвратить эту войну, во многом предопределившую дальнейшее развитие России, разговор долгий и отдельный.

Your browser doesn’t support HTML5

Оппозиция в кавычках


Я напомню лишь об одном. На каком-то этапе, когда от программы «переговоров на фоне силового давления» с Грозным никаких переговоров не осталось, а только силовое давление, там, в Чечне, пышным цветом расцвела самая разная оппозиция Джохару Дудаеву. Не то чтобы для такой оппозиции не было места – Джохар Мусаевич умел отправлять вчерашних соратников в оппозицию. Да и разных интересов, региональных и групповых, не учтенных лидером Ичкерии, было предостаточно. Можно вспомнить хотя бы про тамошний парламент, разогнанный со стрельбой в 1993-м за три с лишком месяца до разгона московского Верховного Совета.

Только вот называть всю эту «оппозицию» из Надтеречного района, из Урус-Мартана, всех этих лидеров – Бислана Гантемирова, Умара Автурханова или только что выпущенного из Лефортово Руслана Хасбулатова с его «миротворческой миссией», – называть их оппозицией без кавычек как-то не тянет. Потому как и поток указаний, и, как стало ясно впоследствии, поток
денежный был извне. И подорвать Дудаева из гранатомета будущий командир батальона «Запад» Саид-Магомед Какиев хотел, разумеется, по собственным внутренним убеждениям. Но был он одновременно офицером российского Главного разведывательного управления.

Наверное, в ГРУ и прочих российских ведомствах на три буквы всех оппозиционеров считают такими. Профессиональная деформация спецслужбистов.

Почему же, глядя на возмущенные массы, которые российское телевидение называет истинно народной киевской оппозицией – разумеется! – «хунте», поневоле вспоминаешь тех, двадцатилетней давности, чеченских «оппозиционеров» и «лидеров»?

И, кстати, где они все? Куда их отправила история – или кураторы, спонсоры, начальники, хозяева?

Вряд ли эти вопросы приходят на ум многочисленным «народным» мэрам, губернаторам и прочим лидерам маленьких, но гордых республик другой, но тоже южной страны.

А зря. Из Чечни – не только новости, но и напоминания.