Возможность для подтасовок

Югоосетинские политики полагают, что отсутствие прозрачности в вопросе с голосованием на дополнительном участке в ходе выборов в парламент республики дает возможность для фальсификаций

Южная Осетия готовится к парламентским выборам. Председатель ЦИК Белла Плиева в интервью югоосетинским СМИ заявила, что в республике будет открыт дополнительный избирательный участок для граждан, не проживающих в Южной Осетии.

Председатель югоосетинского Центризбиркома Белла Плиева в интервью югоосетинским журналистам заявила, что граждане республики, проживающие за ее пределами, смогут проголосовать в средней школе №6. Интересно, что в отличие от других избирательных участков здесь нет утвержденных списков избирателей, они будут формироваться в ходе голосования. Глава ЦИК объяснила это тем, что ведомство не располагает точными дынными о числе избирателей, проживающих за пределами Южной Осетии.

На президентских выборах 2011-2012 годов для граждан Южной Осетии, проживающих в Северной Осетии, были открыты два дополнительных избирательных участка в приграничном высокогорном селении Верхний Рук. Несмотря на опасную в условиях снежной зимы дорогу, пролегающую через Главный Кавказский хребет, избиратели из Северной Осетии проявили тогда высокую активность. По официальным данным, на дополнительных участках проголосовало до четырех тысяч человек. Людей доставляли в Верхний Рук предвыборные штабы кандидатов в президенты, которые работали во Владикавказе и других населенных пунктах. Власти Северной Осетии также выделили транспорт для желающих выехать в Южную Осетию. Особенно старались сторонники отдельных кандидатов, предоставлявшие не только транспорт, но также закуску и выпивку для пассажиров. Агитация за отдельных кандидатов не прекращалась и в день голосования. Эти апробированные технологии наверняка будут пользоваться популярностью и 8 июня.

Your browser doesn’t support HTML5

Возможность для подтасовок


Югоосетинский политик Роланд Келехсаев против открытия дополнительных избирательных участков на парламентских выборах. По его мнению, в паспорте гражданина республики Южная Осетия должна быть прописка о месте жительства и избиратель должен голосовать на участке, на котором числится:

«Непонятная ситуация с 6-й школой. По закону, списки избирателей составляются до начала выборов. Неизвестно, какой контингент придет на эти участки, как будут составляться дополнительные списки. Получается, что если у кого-то есть паспорт РЮО без прописки, он также может на общих основаниях приехать и проголосовать в 6-й школе. И никому неинтересно, как получен этот паспорт. Ведь было много случаев, когда задерживали преступников с югоосетинскими паспортами, выданными незаконно. Люди, не имеющие отношения к Южной Осетии, будут влиять на итоги голосования».

По мнению Роланда Келехсаева, списки избирателей должны быть составлены до дня голосования. Их формирование в ходе выборов он считает нарушением закона. Келехсаев отметил, что многие североосетинские жители получили югоосетинские паспорта для оформления автомобилей иностранного производства:

«Эту категорию водителей также могут привлечь к голосованию. Они тогда выбирали для нас президента, а сейчас – парламент. Никаких дополнительных участков не нужно открывать. Там однозначно будут фальсификации теми силами, кто привлечет больше избирателей из Северной Осетии».

Глава парламентского комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению Амиран Дьяконов считает, что граждане Южной Осетии, проживающие в Северной, могли бы проголосовать там, но вопрос формирования избирательных участков определяет ЦИК:

«Консульства Южной Осетии в Северной Осетии нет. Это тоже показатель инерционных процессов, в том числе защиты избирательных прав граждан, проживающих в РСО-Алания. Безусловно, консульство должно работать, но этот вопрос находится в компетенции исполнительных органов власти».

Я поинтересовалась у нескольких партий, планируют ли они организовать доставку избирателей из Северной Осетии в Цхинвал. По словам начальника штаба партии «Родина» Бориса Гаглоева, такой возможностью располагают не все. «Родина» вынуждена рассчитывать на местного избирателя, отметил он.

Лидер партии «Единство народа» Владимир Келехсаев пояснил, что у них нет офиса во Владикавказе. Он считает, что избиратели должны приехать в Цхинвал самостоятельно. На мой вопрос, допустимо ли голосование с паспортами без югоосетинской прописки, Келехсаев ответил отрицательно.

Начальник штаба «Народной партии» Коста Кошты пояснил, что агитационную работу среди граждан Южной Осетии, проживающих в Северной Осетии, партия ведет. При этом политик уверен, что позаботиться о доставке граждан в Цхинвал должно государство, а не отдельные партии. Коста Кошты считает, что голосование на дополнительном участке дает возможность для нарушений:

«Когда неизвестно точное количество избирателей, нет списков пофамильных, то всегда есть место для фальсификаций. Так повелось на наших выборах, что особую роль всегда играли избиратели, приезжающие из Северной Осетии, потому что неизвестно, кто они, сколько их. Это дает возможность для подтасовок. Я думаю, что эти выборы тоже не станут исключением.

– Есть ли у вас информация о количестве югоосетинских граждан, проживающих в РСО-Алания? Предположительно, сколько людей приедет голосовать?

– У нас нет этих данных, и мы их не можем получить. Неизвестно, кто приедет, как приедет, почему для североосетинских избирателей организовали отдельный участок, а не предоставляют возможность для голосования по месту прописки. А если они не прописаны, почему им дают право голосовать? Вопросов много, и от выборов к выборам ответа на них нет».

С Кошты согласны другие политики. Мои собеседники полагают, что отсутствие прозрачности в вопросе с голосованием на дополнительном участке дает возможность для фальсификаций.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия