В преддверии дня тишины

По мнению экспертов, количественное разнообразие на парламентских выборах 6-го созыва не переросло в качественное. Партии так и не представили избирателю стратегию выхода общества из кризиса и укрепления югоосетинской государственности

Предвыборная кампания по выборам в югоосетинский парламент завершена. Завтра наступит день тишины. Впрочем, она не отличалась зрелищностью и яркостью.

Эти выборы были лишены острой политической борьбы и скандалов. Не было ни ярких дебатов и ораторов, ни новых харизматичных лиц на югоосетинской политической сцене. В отличие от прошлых выборов, запомнившихся рейдерским захватом «Народной партии», окружение Тибилова постаралось избежать прямого давления на оппонентов. Впрочем, администрация президента все же заставила политиков играть по своим правилам – не допустила к участию в выборах влиятельных ветеранов, исключила из партийных списков неугодных лиц, навязала партиям своих фаворитов. И, наконец, выпустила из своих недр партию «Ныхас».

Резонансным стал неожиданный отказ от борьбы за депутатский мандат спикера парламента и лидера КПРЮО Станислава Кочиева.

Выборы в парламент шестого созыва запомнились и рекордным для Южной Осетии числом партий, конкурирующих за депутатские мандаты. Их на этот раз девять. Нынешние власти могут записать себе в актив решение Верховного суда, восстановившего в предвыборных списках почти всех кандидатов, исключенных ЦИК. Единственный, кому отказали в праве баллотироваться в депутаты, – брат бывшего заместителя генпрокурора РЮО Эльдара Кокоева – Маирбег Кокоев.

Your browser doesn’t support HTML5

В преддверии дня тишины


В большинстве своем югоосетинские партии так и не предъявили избирателям серьезные политические программы. Все они созданы под определенных политиков. Хотя выборы в республике проходят по пропорциональной системе, избиратели будут голосовать, исходя из личных симпатий к партийным лидерам, а не самим политическим организациям.

Востребованная в народе идея о воссоединении Осетии, взятая на вооружение «Единой Осетией», добавила популярности ее лидеру Анатолию Бибилову. Однако в его адрес слышны упреки в монополизации вековой мечты осетинского народа. Парламентская Народная партия задолго до появления «Единой Осетии» собрала 17 тысяч подписей южных осетин, высказавшихся за воссоединение с Северной Осетией, и отправила их тогдашнему российскому президенту Дмитрию Медведеву.

Рука российских политтехнологов просматривается за «Новой Осетией», ставшей югоосетинским клоном «Справедливой России». Социалистическое «Единство народа» создано по образу и подобию российской партии «Родина». Лидер партии «Новая Осетия» – главный югоосетинский дипломат Давид Санакоев все выборы сохранял дипломатичность и запомнился обтекаемыми комментариями по ситуации в республике.

В отличие от своего конкурента, «Единство народа», возглавляемое ветераном ополчения Владимиром Келехсаевым, готово потолкаться локтями. Бывший разведчик Минобороны не прочь показать агрессивный нрав. Он на пушечный выстрел не пускает конкурентов в возглавляемый им Джавский район.

«Фыдыбаста», не раз проигрывавшая выборы, и в этот раз может остаться без мандатов, несмотря на старания ее лидера – главы Госкомитета информации Вячеслава Гобозова. Искусственно раздутому местечковому скандалу из-за отсутствия у Гобозова ценза оседлости не дал разгореться гуманный югоосетинский суд, допустив к выборам главного пропагандиста тибиловской бюрократии.

Партия «Единство», друг и соратник «Единой России», призвана официально углублять отношения РФ и РЮО, но не отличается в этом деле динамичностью. Аморфность ее лидера Зураба Кокоева, считанные разы засветившегося перед избирателями на дебатах, свела на нет старания остальных партийцев. Не в силах оживить партийную жизнь член политсовета и главный пекарь республики Вадим Цховребов и даже фурия югоосетинского парламента Елена Яшина, лишившая Аллу Джиоеву исторического шанса стать осетинской Голдой Меир.

Вместо достижений партий на этих выборах было принято нахваливать их лидеров. Здесь выделяется проправительственная «Ныхас» во главе с цхинвалским мэром Аланом Алборовым, записавшим в актив партии рабочие встречи в должности градоначальника. Навязчивая пропаганда и щедрые финансовые вливания, увы, не достигли цели. Кандидат от партии, созданной в недрах югоосетинских спецслужб, провалил всю операцию, засветившись с грузинским паспортом. Реакция главного югоосетинского чекиста Леонида Тибилова – покровителя партии «Ныхас» – пока неизвестна. Эксперты обратили внимание на ноу-хау от «Ныхас»: в списке кандидатов 32 фамилии, но ни один из них не состоит в партии. Соискатели депутатских мандатов представлены как беспартийные.

Всю кампанию скромно держалась в тени новоявленная партия «Родина», возглавляемая цхинвалским «хорошим парнем» («хорз лаеппу») Домбаем Гассиевым. Она объединила ветеранов ополчения и разочаровавшуюся в политических патронах молодежь. Ни один из цхинвалских конспирологов пока не смог разобраться, кто стоит за партией и кем она финансируется.

Ребрэндинг провела Народная партия. Лицом организации вместо скандального ветерана военной разведки Казимира Плиева, руководствовавшегося принципом «прав тот, кто сильнее», стал импозантный Александр Плиев, возглавлявший медицинскую службу миротворческого батальона во время августовской войны 2008 года.

По мнению экспертов, количественное разнообразие на парламентских выборах шестого созыва не переросло в качественное. Политические партии так и не представили избирателю стратегию выхода общества из кризиса и укрепления югоосетинской государственности.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия