Выборы по месту прописки

По словам Белы Плиевой, многие приезжают голосовать на собственном автотранспорте и не хотят уезжать на избирательные участки по месту прописки

Югоосетинские избиратели, проживающие в Северной Осетии, выехали в Цхинвал ни свет ни заря. На автовокзале №1, откуда отъезжали автобусы с желающими принять участие в голосовании, к 9 часам утра я никого не застала. Как рассказали мне водители такси, последняя «Газель» уехала у меня под носом. Один из моих собеседников Зураб – уроженец селения Бекмар Знаурского района, земляк президента Тибилова – пояснил, что хотел проголосовать. Жизнь вдали от родного села не мешает ему быть в курсе политических событий:

– Знаете, какие партии баллотируются в парламент?

Зураб: Знаю, девять партий. «Родина», «Фыдыбаста», «Единая Осетия».

– За кого будете голосовать?

Зураб: За «Единую Осетию», наверное, один народ потому что.

По словам моего собеседника, в селении Бекмар сейчас проживает около двухсот человек, но в домах нет газа и постоянные проблемы с водой. Потому особого желания возвращаться у него нет.

Your browser doesn’t support HTML5

Выборы по месту прописки


В надежде застать хоть один автобус с избирателями еду в Ногир – селение на левом берегу Терека, основанное в 20-е годы прошлого века выходцами из Южной Осетии, бежавшими от карательных экспедиций Ноя Жордания. За вековую историю селение стало одним из самых многочисленных в Северной Осетии. Здесь проживает несколько тысяч человек. Знаменит Ногир своими прославленными спортсменами – это родина четырех олимпийских чемпионов. От владикавказского автовокзала, где я рассталась с Зурабом, до Ногира рукой подать. Пять минут – и я уже на окраине селения, прозванном в народе Санта-Барбара. Здесь проживают беженцы из Грузии и Южной Осетии. Неизвестные еще две недели назад расклеили на остановках объявления, в которых сообщалось, что 8 июня с 7 до 9 утра желающим выехать в Цхинвал будет предоставлен транспорт. Информации об организаторах на объявлениях нет. Как рассказали местные жители, люди выехали рано утром, застать мне и здесь никого не удалось.

Политические симпатии ногирцев на сей раз разделились между «Единством народа» и партией «Ныхас». Избиратели из Ногира сыграли существенную роль на президентских выборах. Тогда многие голосовали за Алана Котаева, а затем поддержали оппозиционного кандидата Аллу Джиоеву. Сейчас, бывшие однопартийцы Джиоевой перешли в «Единство народа» и заодно активизировали старые связи. «Ныхас» же смог заручиться поддержкой многих последователей нетрадиционных религиозных течений в селении.

В центре села возле двухэтажного особняка несколько мужчин шумно играют в нарды. Здороваюсь и выясняю, что у двоих из них есть югоосетинские паспорта. Интересуюсь, почему не поехали на выборы.

Житель с. Ногир Гурам: Я только вчера вечером узнал из газеты, что завтра выборы в парламент. Я не знаю, какие партии участвуют.

– А кто-то из ваших соседей или знакомых поехал?

Гурам: Вот здесь рядом Зассевы из Квайсы, они еще вчера уехали, заранее.

Гурам говорит, два года назад на президентских выборах ездил в Рук, чтобы проголосовать за Тибилова:

«Это не секрет, мы голосовали за Тибилова. Но за два года, я думаю, к лучшему там ничего не изменилось. Мы читаем газеты, общаемся с людьми. Вот здесь, в Ногире, порядка намного больше. Улицы ухоженные, чистые, вечером освещены».

Товарищ Гурама уроженец Цхинвала Виталий Бесаев удивленно разводит руками, говорит, что узнал о том, что в Южной Осетии выбирают депутатов, от меня:

– А каких-нибудь политиков вы знаете?

Виталий Бесаев: Как не знаю, Тибилова знаю, Чочиева знаю, Хугаева знаю. Кто там еще?..

Спрашиваю, навсегда ли уехал из Южной Осетии.

Виталий Бесаев: Нет, не окончательно, пока там не устроится все.

– А кто должен устроить?

Виталий Бесаев: Государство, а кто же еще?

На голоса североосетинских избирателей рассчитывали многие югоосетинские партии. Во Владикавказе на Пушкинской улице две недели назад «Единая Осетия» открыла свое официальное представительство, неофициально агитационная работа велась и другими партиями. Офис «Единой Осетии» расположен в частном доме, на фасаде особняка закреплен баннер с символикой партии. Сегодня двери партийного представительства были закрыты наглухо. Опрашиваю соседей и узнаю, что рано утром отсюда тоже выехало несколько «Газелей» с югоосетинскими избирателями. Уроженец селения Теделет Джавского района Борис Танделов живет во Владикавказе уже 40 лет. Он хотел поехать в Цхинвал, но, не застав транспорт, передумал:

Борис Танделов: Мне еще на свадьбу надо ехать в Цалык. Я туда приглашен. Чего жду от этих выборов? Чтобы людям было хорошо.

К полудню стало известно, что на участке №74 в 6-й школе в Цхинвале избиратели, прибывшие из Северной Осетии, не смогли проголосовать. Работа участка оказалась заблокирована, образовалась очередь из 300 человек. Сотрудники ЦИК объявили, что на этом участке могли голосовать лишь граждане Южной Осетии, не имеющие прописки.

В официальных заявлениях глава ЦИК Бела Плиева не раз подчеркивала, что избиратели из Северной Осетии смогут проголосовать в специально отведенном для них участке в здании школы №6. При этом о прописке до дня голосования она не вспоминала. Вот как прокомментировала неожиданное решение ЦИК Бела Плиева:

«Многие приезжают голосовать на собственном автотранспорте, и не хотят уезжать на избирательные участки по месту прописки. Несмотря на то, что мы в течение недели через телевидение и газеты Северной Осетии публиковали сообщения о том, кто и как должен голосовать на этом избирательном участке, не все приняли эту информацию к сведению», – пояснила Плиева.

Впрочем, мой опыт общения с избирателями в Ногире показал, что никакой разъяснительной работы среди избирателей, проживающих в Северной Осетии, не велось. Объявление о выезде в день голосования ЦИК разместил в газете «Северная Осетия» лишь накануне.

С утра никаких ограничений для избирателей, приехавших из Владикавказа, не было. По официальным данным, к двум часам на участке №74 проголосовало 104 человека – как с пропиской, так и без нее. По утверждению моих источников, ЦИК выступил со специальным заявлением после того, как на участок пришли сторонники одной из проправительственных партий. Своим решением Центризбирком не допустил к урнам избирателей, способных повлиять на результаты голосования. Людям фактически указали на дверь, рекомендовав ехать в отдаленные горные села по месту прописки. Решение ЦИК политически мотивировано, считают мои источники.

Большинство выехавших сегодня из Северной Осетии избирателей – это женщины и старики. Они проехали на автобусах двести километров по горному серпантину с надеждой на то, что их голос значим. Впрочем, многие из них так и не смогли проголосовать.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия