Междувластие в Абхазии

Летом 2011-го Абхазия продолжала жить под управлением давно сформировавшихся структур исполнительной власти, летом же 2014-го властные рычаги находятся в руках у смешанной команды, в которую вошли как госчиновники, работавшие при Анквабе, так и новые назначенцы

Кто в Абхазии представлял себе нынешнее лето таким: с 1 июня по 24 августа (если не будет второго тура президентских выборов) – некое междувластие, зыбкая ситуация в ожидании того, под флагом какой внутриполитической силы двинется дальше страна? Большинство наблюдателей, конечно, склоняется к тому, что окрыленная бывшая оппозиция не упустит своего шанса, и, пользуясь общественным настроем, кто-то из ее лидеров победит на выборах. Тогда получится так: после десятилетия с окончания войны пребывания у власти команды Владислава Ардзинба ее на десять лет сменила команда Багапша – Анкваба, и вот члены первой команды, пополнившись новобранцами, близки к тому, чтобы вернуться во власть.

Впрочем, и сторонники Анкваба не намерены сдаваться без боя. Они озабочены сейчас поисками кандидата, который сможет наиболее успешно представить их на выборах. Парадоксальная ситуация: если рассматривать возможности «анквабистов», то самый сильный из них, конечно, сам Анкваб. Но вероятность того, что он будет баллотироваться после всего, что произошло 27 мая – 1 июня, практически не рассматривается.

Почти в такие же, напомню, сроки проходила в Абхазии три года назад предвыборная кампания в связи с предыдущими и тоже досрочными президентскими выборами, назначенными после скоропостижной кончины президента С. Багапша. Любопытно еще одно совпадение: и тогда в предвыборный период, правда, более короткое время, исполняющим обязанности президента тоже был спикер парламента (Нугзар Ашуба), но по другим причинам, чем сейчас, а именно: и вице-президент Александр Анкваб, и премьер-министр Сергей Шамба, которые по Конституции в первую очередь должны были исполнять обязанности главы государства, баллотировались в президенты.

Your browser doesn’t support HTML5

Междувластие в Абхазии


Еще одно отличие: летом 2011-го Абхазия продолжала жить под управлением давно сформировавшихся структур исполнительной власти, летом же 2014-го властные рычаги находятся в руках у смешанной команды, в которую вошли как госчиновники, работавшие при Анквабе, так и новые назначенцы. Указы об их назначении подписываются и. о. президента Валерием Бганба, но практически никто не сомневается, что с подачи Временного народного совета.

На последней структуре стоит остановиться отдельно. В новейшей истории Абхазии подобного органа не было. Этот совет из 21 человека (Рауль Хаджимба – председатель, Беслан Бутба и Даур Аршба – его замы) был утвержден народом, стоявшим у администрации президента 29 мая. Вечером в воскресенье 1 июня, спустя несколько часов после того, как Александр Анкваб выступил с заявлением об отставке, Рауль Хаджимба коснулся вопроса о судьбе Временного народного совета в прямом эфире Абхазского телевидения. Нет большой необходимости сейчас выяснять причины того, почему так произошло, но сразу несколько абхазских СМИ поняло его слова в том смысле, что совет прекращает свою деятельность, и распространило соответствующую информацию. Однако пресс-служба совета продолжала выступать с заявлениями. А несколько дней назад в конференц-зале сухумской гостиницы «Атриум-Виктория» представители совета дали пресс-конференцию, и его председатель Рауль Хаджимба, отвечая на вопрос журналиста, пояснил, что тогда его неправильно поняли: он имел в виду не прекращение деятельности Временного народного совета, а его передислокацию из здания администрации президента в другое помещение.

На этой пресс-конференции прозвучало немало вопросов, в частности, такой: будут ли жители Гальского района (в старых границах) принимать участие в выборах президента? В парламенте будет создана рабочая группа, которая займется этим вопросом, сказал Рауль Хаджимба. Он напомнил о результатах работы парламентской комиссии по проверке законности выдачи паспортов жителям трех восточных районов Абхазии. Согласно требованиям парламента, недавно отправлены в отставку главы этих районов, а также генеральный прокурор Абхазии. Член временного совета Виталий Габниа дополнил: «Туда будут отправлены предположительно не более трех тысяч бюллетеней, именно столько человек было паспортизировано там до формирования незаконных районных комиссий и именно столько человек принимало участие на предыдущих выборах».

Пока никому не ведомо, сколько просуществует Временный народный совет, но скорее всего – до выборов нового президента Абхазии.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия