Беженцы, на выход!

До сих пор есть беженцы, которые живут в бараках, вагончиках или в помещениях, не предусмотренных для проживания людей

20 июня Верховный суд Ингушетии оставил в силе решение районного суда о выселении беженцев из помещения, в котором они временно проживали на протяжении последних нескольких лет. По иронии судьбы вердикт суда совпал с Всемирным днем беженцев.

Наличие беженцев в любой стране – это признак неблагополучия в обществе. Северный Кавказ за последние несколько десятилетий не раз сталкивался с этой проблемой, в том числе и Ингушетия. Основной пик наплыва беженцев в эту республику пришелся на конец XX столетия. Осенью 1992 года в результате осетино-ингушского конфликта в Ингушетии нашли временное прибежище более 60 тысяч жителей Пригородного района Северной Осетии, а в 1999 году из-за начала военных действий в Чечне республику захлестнула волна беженцев, спасавшихся от бомбежек и зачисток. В какой-то момент Ингушетия оказалась на грани гуманитарной катастрофы. Только по официальным данным в начале 2000 года в республике насчитывалось около 45 тысяч беженцев из Северной Осетии и более 170 тысяч беженцев из Чечни. Притом, что население Ингушетии в тот период составляло чуть более 300 тысяч человек. Преодолеть кризис помогли международные гуманитарные организации, оказавшие помощь в размещении и обеспечении продуктами питания вынужденных мигрантов. Однако до сих пор не удается решить проблему с благоустройством значительного количества лиц этой категории. До сих пор есть беженцы, которые живут в бараках, вагончиках или в помещениях, не предусмотренных для проживания людей. По данным ингушского министерства по внешним связям и национальной политике, в сводном списке вынужденных переселенцев, претендующих на помощь государства в обеспечении жильем, на 2014 год значится 11287 человек. В то же время республиканские власти проводят мероприятия по выселению беженцев из мест компактного проживания. С сентября 2011 года по некоторым данным в республике было ликвидировано восемь МКП.

Your browser doesn’t support HTML5

Беженцы, на выход!


20 июня Верховный суд Ингушетии оставил в силе решение карабулакского районного суда о расселении еще одного беженского поселения, в течение долгого времени располагавшегося на территории бывшего детского сада г. Карабулак. При этом надо учитывать, что не все семьи, проживающие в таких точках, на момент их выселения получили поддержку от государства. В таких случаях правительство готово частично компенсировать оплату проживания в частном секторе, возложив обязательства по выплате компенсации на администрации населенных пунктов. Но механизм выплат до сих пор не отработан, а в некоторых населенных пунктах представители администрации о денежной компенсации даже не заикаются.

Так, например, 18 июня к беженцам, проживающим в бараке на территории селения Гамурзиево, пришли представители местной власти и потребовали от них выселения из барака в кратчайший срок. В случае отказа пообещали оставить 18 семей без света, газа и воды. Подобные ультиматумы местные жители получают не впервые, и ни разу им ничего не предлагали взамен, в том числе и денежную компенсацию на аренду жилья в частном секторе. Более того, не всегда чиновники из поселковых администраций в курсе того, что по законодательству выселение любого гражданина может производиться только по суду, а в случае наличия у этого гражданина статуса вынужденного переселенца взамен изымаемого помещения гражданину должны предоставить иное благоустроенное помещение до полного его жилищного обустройства.

Ингушский правозащитник Руслан Парчиев считает, что даже суд не может выселять людей в никуда, так как все граждане России имеют право на жилище. В подтверждение своих слов он ссылается на статью 40 Конституции России, в которой говорится, что органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе лицам оно предоставляется бесплатно из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами. По словам Парчиева, в Конституции не сказано, что неимущие должны стоять в очереди или ждать, пока правительство заработает деньги. В Конституции сказано: предоставляется из жилищных фондов.

Наверное, из этих фондов и будут изыскиваться места для беженцев из Украины. 18 июня глава Ингушетии распорядился подготовить все необходимые условия на территории Ингушетии для расселения граждан Украины, оказавшихся в сложной ситуации из-за военных действий.

По словам руководителя региона, сегодня республика готова принять до 300 беженцев. Кроме того, Министерство труда, занятости и социального развития РИ намерено организовать отдых в летних лагерях и санаториях Ингушетии для 200 украинских детей.