На предстоящем саммите НАТО в Уэльсе Грузия не получит Программу по членству (МАР). Об этом сегодня впервые публично заявил генсек альянса Андерс фог Расмуссен. Вместо МАР альянс предлагает Грузии новый план по сотрудничеству.
Второй день подряд в Брюсселе заседают министры иностранных дел стран-членов альянса, чтобы завершить подготовку к предстоящему саммиту НАТО в Уэльсе. Генсек Расмуссен не стал дожидаться окончания этой встречи. В полдень он вышел к журналистам, чтобы сообщить, что консенсуса по грузинскому вопросу в альянсе нет, а значит, МАР эта страна в сентябре не получит.
«Дверь НАТО остается открытой, и никакая третья страна не обладает правом вето, когда речь идет о расширении альянса», – продолжал настаивать Расмуссен.
Однако сегодня в это мало кто был готов поверить. В Тбилиси никому не пришлось объяснять, что озвученное Расмуссеном решение по Грузии продиктовано нежеланием НАТО еще более усугублять конфронтацию с Россией.
«Каждая страна будет оценена по заслугам, – обещал Андерс фог Расмуссен. – Каждой из них еще есть над чем поработать. И мы окажем аспирантам ту помощь, которая необходима, чтобы подвести их к этой двери».
Вместо МАР Грузии предоставят новый план действий, в котором будут оговорены дальнейшие шаги по сотрудничеству НАТО с Грузией. Что это изменит на практике, пока никто достоверно не знает. На обсуждение деталей уйдут следующие несколько недель.
Your browser doesn’t support HTML5
В интервью Первому грузинскому каналу спецпредставитель НАТО Джеймс Аппатурай сумел назвать лишь один шаг, на который в данный момент готов пойти альянс, – это увеличение числа работников в связном офисе НАТО в Грузии. Некоторые члены правительства оказались не в силах сдержать свое негодование по этому поводу:
«То, что прозвучало насчет увеличения состава связного офиса, точно не отражает стремлений Грузии, – заявил министр по вопросам евроинтеграции Алекси Петриашвили. – Грузинское правительство готово начать переговоры по поводу вступления в НАТО, если Североатлантический альянс проявит к этому готовность. Но, как мы видим, некоторые из его членов на данный момент к этому не готовы».
На самом деле, сегодняшнее заявление Расмуссена не должно было стать сюрпризом для грузинских властей. О том, что Грузия не получит МАР, пару месяцев назад сказал американский президент Барак Обама. Позже похожее заявление сделала и канцлер Германии Ангела Меркель.
Подобную осторожность с их стороны часть аналитиков объясняла опасениями, что предоставление Грузии МАР может подтолкнуть Россию к началу новой войны. В качестве альтернативы звучали предложения немедленно принять Грузию в альянс без всяких новых условий и программ по членству.
Но этого, похоже, уже не случится. Министр обороны Ираклий Аласания сегодня заявил, что его страна пока не готова вступить в НАТО. При этом он сказал, что не намерен останавливать работу по повышению обороноспособности Грузии. Аласания сообщил, что уже ведет переговоры о закупке новой техники с некоторыми странами альянса.
«В этом направлении идут успешные переговоры, – сказал министр. – Я не буду уточнять, с кем и как это происходит. И я надеюсь, что об итогах этих переговоров очень скоро будет объявлено публично».
Часть грузинских аналитиков считает, что с отказом Грузии в МАР опасность новой войны с Россией не исчезла. Как раз наоборот. В нерешительности Брюсселя Москва может увидеть сигнал о том, что Грузия осталась без защиты, а значит, в случае начала боевых действий никто на Западе не будет пытаться остановить Россию, говорит бывший замминистра по вопросам евроинтеграции Елена Хоштария:
«Если в НАТО примут поверхностное и несерьезное решение, тогда, конечно, это создаст проблемы для нашей безопасности», – говорит она.
НАТО, продолжает Елена Хоштария, следует использовать следующие несколько недель на то, чтобы выступить с весомыми предложениями по сближению с Грузией.