Около села Кере Горийского района продолжается строительство проволочных заграждений. Местные жители предупреждают, что если работы не будут остановлены, деревня окажется отрезана от двух церквей, а также единственного источника воды.
Первые проволочные заграждения в селе Кере появились сравнительно недавно. Весной около деревни возникли зеленые баннеры с предупреждением, что в этом месте проходит «госграница» Южной Осетии. Однако это не привело к ощутимым изменениям в жизни сельчан – они могли свободно ходить на противоположную сторону.
Теперь все будет иначе, говорит местный житель Паата Джгирадзе. Неподалеку от его дома люди в форме возвели приграничное заграждение. Оно больше напоминает забор в половину человеческого роста с тремя струнами колючей проволоки, натянутыми на металлические столбы. Длина заграждения в данный момент не превышает 500 метров. Но если строительство продолжится, по ту сторону проволоки останутся церкви, сельское кладбище, а также единственный источник воды для сельчан. Паата говорит обо всем этом, как о свершившемся факте. Он не верит, что строительство забора будет остановлено:
«Если пройдете наверх, увидите, что церковь святого Георгия осталась по ту сторону. Другая церковь тоже там осталась вместе с кладбищем. Что будет дальше, никто из нас не знает».
Your browser doesn’t support HTML5
Его село расположено в самом центре района, примерно в 25 километрах от Гори. Неподалеку несколько осетинских поселений, которые за последние 20 лет не раз становились яблоком раздора между конфликтующими сторонами. Некоторые югоосетинские источники указывают, что село Кере относится к Цхинвальскому, а не Горийскому району. Несмотря на это, югоосетинская сторона никогда не высказывала претензии на деревню.
На этой неделе во время переговоров в Эргнети грузинские власти поставили вопрос о проблемах с проволокой в селе Кере. Обсуждение ограничилось призывом к представителям российской погранслужбы учесть интересы местных жителей:
«В основном это все делается не для того, наверное, чтобы как-то уладить и выстроить положительные отношения. К сожалению, у нас конкретного ответа на конкретные вопросы пока еще нет», – говорит глава информационно-аналитического департамента МВД Гоча Ратиани.
Грузинская патриархия пока не вмешивалась в переговорный процесс. Секретарь патриарха отец Михаил Ботковели сказал, что пока не знает деталей проблемы с церквями у села Кере, которые могут остаться по ту сторону административной границы. Сам факт появления в этом месте проволоки священнослужителю пришелся не по душе:
«В том-то и дело, что они так делают... Специально или почему, я не знаю, но нагнетают ситуацию. Как можно делать так, чтобы прихожане не смогли прийти в храм?! Это же несправедливо», – говорит отец Михаил Ботковели.
Патриархия пока не делала никаких официальных заявлений и по другому затрагивающему ее вопросу. Уже почти два месяца из Южной Осетии не выезжает митрополит Никозский и Цхинвальский Исаия. Он въехал в Ахалгорский район до того, как российские пограничники изменили порядок пересечения так называемой границы. Теперь для свободного посещения района местным жителям предлагают взять специальный пропуск. Без нового документа на руках митрополиту Исаия разрешат выехать из региона, но обратно его вряд ли пустят:
«Сейчас он находится в Ахалгори, – сообщил отец Михаил Ботковели. – Он может, конечно, выехать, но там что-то сделали, что он не сможет потом обратно вернуться. И поэтому он не выходит оттуда. Я только это знаю».
Митрополит Исаия вместе с несколькими монахами остается в женском монастыре в селе Икоти. Он регулярно связывается со знакомыми в Тбилиси, чтобы сообщить, что у него все в порядке.