Его «отпустили» без критики

Новость о кончине Шеварднадзе в Тбилиси встретили без особых эмоций. Молодая политэлита в очередной раз напомнила об «упущенных возможностях» для Грузии в годы его правления. Старшее поколение предпочло отпустить покойного без критики

Сегодня на 87-м году жизни скончался Эдуард Шеварднадзе. Лидеры нескольких стран мира уже послали свои соболезнования семье второго президента Грузии.

В полдень, когда скончался Эдуард Шеварднадзе, у его дома на краю столицы не было ни души. Тишину в резиденции нарушали лишь гул машин, изредка проезжавших вдоль высокого забора, и пение кузнечиков.

Вести о смерти бывшего лидера в Грузии вначале мало кто поверил. Несмотря на преклонный возраст, Шеварднадзе почти каждую неделю появлялся на страницах газет, находящихся в радикальной оппозиции к Михаилу Саакашвили и его команде. В соцсетях порой мелькали фотографии полысевшего и изрядно исхудавшего второго президента – либо встречающегося с приезжими гостями, либо голосующего на очередных выборах.

Родные Шеварднадзе не скрывали, что он сильно болен. Правда, никогда не уточняли, чем именно. Последние несколько лет он не покидал свою двухэтажную резиденцию в Крцаниси. Рядом с домом во дворе покоится его любимая жена Нанули, и, как говорят друзья семьи, около нее Шеварднадзе завещал похоронить и себя.

Ближе к обеду у дома покойного было уже не протолкнуться. Местные и зарубежные репортеры выстроились в несколько рядов, чтобы запечатлеть людей, пришедших с соболезнованиями. За десять лет, как Шеварднадзе ушел из политики, соседи успели отвыкнуть от столь большого внимания журналистов.

Your browser doesn’t support HTML5

Его «отпустили» без критики


«Я расстроилась очень… – говорит мне 72-летняя женщина у многоэтажки с облупившейся краской. – Человек скончался, жалко очень…»

Она категорически отказалась назвать свое имя. Но призналась, что в последний раз видела своего соседа примерно два десятка лет назад, когда Шеварднадзе вернулся из Москвы, чтобы возглавить Грузию, раздираемую гражданской войной.

После этого были война в Абхазии и безуспешные попытки разрешить грузино-абхазский кризис. В публичных выступлениях Шеварднадзе всегда обвинял российских силовиков в поддержке абхазских сепаратистов.

Ненависть к советским военным у него возникла задолго до войны в Грузии. Противостояние с силовиками заставило Шеварднадзе уйти с поста министра иностранных дел СССР в 1990-м году, напишут позже его биографы.

«Реформаторы ушли в кусты. Наступает диктатура, заявляю со всей ответственностью. Никто не знает, какая эта будет диктатура, что за диктатор придет и какие будут порядки», – пророчествовал Шеварднадзе в последние месяцы существования Советского Союза.

Поражение в грузино-абхазской войне подтолкнуло правительство Шеварднадзе к началу процесса сближения с западным миром. Будучи президентом, он первым заговорил о необходимости вступления в НАТО, инициировал проект строительства трубопроводов в Европу и потребовал вывести из Грузии российские военные базы.

Несмотря на это, новость о кончине Шеварднадзе в Тбилиси встретили без особых эмоций. Молодая политическая элита в очередной раз напомнила об «упущенных возможностях» для Грузии в годы правления Шеварднадзе. Старшее поколение предпочло отпустить покойного без критики:

«Безусловно, история не знает первых людей без недостатков, – говорит аналитик Сосо Цискаришвили. – Но давайте отложим их обсуждение на будущее. Критика покойника не может быть признаком мужества».

Ближе к вечеру к дому Шеварднадзе подтянулась шумная женская компания сторонниц первого президента Звиада Гамсахурдиа. Все эти годы они приходили сюда, как на работу, дважды в неделю – с транспарантами, выкрикивая в мегафон угрозы отправить Шеварднадзе на эшафот. Сегодня они кричали громче обычного, пытаясь пристыдить людей, пришедших с соболезнованиями. Кто-то в толпе журналистов пошутил, что с кончиной Шеварднадзе эти женщины потеряли смысл жизни.