С сегодняшнего дня национальная валюта Грузии лари обзавелась собственным графическим символом. Помпезную презентацию в здании Нацбанка провел его президент Георгий Кадагидзе. Эксперты приветствовали факт появления нового символа, однако призвали не преувеличивать значение этого события.
Конкурс по разработке графического символа лари, который объявил Нацбанк в декабре прошлого года, подошел к концу. Специальная комиссия, в которую входили представители Нацбанка, Госсовета по геральдике и представителей министерств и парламентских комитетов (всего 12 человек), отобрала из 230 заявленных на конкурс образцов пять лучших эскизов. Они были вынесены на открытое интернет-голосование, после чего с учетом мнения общественности комиссия выявила победителя. Им стал художник Малхаз Швелидзе, которому досталась премия за победу в конкурсе – 2000 лари.
Новый символ основан на графическом изображении грузинской буквы «Л», органически дополненной двумя полосками, которые, в отличие от ряда зарубежных аналогов, являются не дополнением, а элементом грузинского написания буквы.
На презентации президент Нацбанка Георгий Кадагидзе был немногословен, но очевидно горд, говоря о внесенном его ведомством вкладе в дело популяризации лари:
Your browser doesn’t support HTML5
«Это значительный шаг в деле популяризации грузинской валюты. Мы обратились к зарубежным организациям с просьбой ускорить процесс внедрения графического символа лари в международную электронную систему платежей. Настанет день, когда мы станем частью Евросоюза, и нам придется отменить лари. Но до тех пор мы сделаем все, чтобы повысить международное доверие к нашей национальной валюте».
Бывший глава Нацбанка (2005-2007) Роман Гоциридзе поведал, почему графический символ лари не был принят во времена его пребывания на посту:
«В мою бытность президентом Нацбанка мы тоже рассматривали возможность аналогичного решения, но не увидели в этом особого практического смысла. Лари не является конвертируемой валютой, в чем польза этого решения? Это можно только приветствовать, если общество будет использовать его графическое изображение при составлении ценников в магазинах или составлении финансовой документации. Российский рубль – гораздо более известная валюта – тоже не имел своей символики в течение 25 лет. Я сомневаюсь, что кто-либо активно использует его логотип. Так что я бы не стал придавать этому событию большого значения».
Банковский эксперт Лия Элиава иронично заметила, что решение о конкурсе было принято после создания Центробанком России графического изображения рубля:
«Нацбанк придает слишком большое значение этому запоздалому решению, так как принятие графического символа лари никак не отразится ни на его конвертации, ни на его стабильности, учитывая состояние грузинской экономики. Весь позитив данного решения состоит лишь в улучшении его узнаваемости при общении с деловыми зарубежными партнерами при чтении финансовой документации».
Словно предвидя ироничные возражения оппонентов, президент Нацбанка в конце своего выступления подчеркнул, что данное решение приурочено к двадцатилетию введения лари, которое будет отмечаться в будущем году. В связи с этим юбилеем Георгий Кадагидзе пообещал, что обществу следует ожидать других «серьезных и значительных нововведений». Впрочем, президент Нацбанка не уточнил, каких именно нововведений.