Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили сегодня на заседании правительства поздравил министра внутренних дел Александра Чикаидзе с успешно проведенной операцией. 11 июля полиция пресекла перевозку наркотиков в особо крупных размерах. Впрочем, для многих это факт стал лишь доказательством того, что Грузия остается «главным коридором» наркотранзита в регионе.
Глава МВД Грузии Александр Чикаидзе на сегодняшнем заседании правительства заслужил особую похвалу от премьер-министра Ираклия Гарибашвили. 11 июля полиция задержала около трех тонн жидкого героина. Возбуждено уголовное дело по статье «Нелегальная перевозка наркотических средств», предположительно, из Азербайджана в Турцию. Задержаны два гражданина Грузии. Говоря об успехе операции, премьер-министр не забыл отметить, что предыдущий рекорд в борьбе с наркотрафиком был установлен МВД в 2013 году, когда сам Гарибашвили возглавлял ведомство:
«Это (изъятие героина) еще раз доказывает политическую волю нашей власти вести бескомпромиссную борьбу с наркотиками. В прежние годы мы никогда не имели фактов изъятия такого количества наркотиков. В прошлом году мы изъяли 114 килограммов, тогда это было рекордом, а теперь Лексо (Александр Чикаидзе) побил этот рекорд».
Успех успехом, говорит генерал-майор полиции в отставке Джемал Джанашия, но факт задержания столь крупной партии свидетельствует о том, что грузинским правоохранительным органам следует быть постоянно начеку. Из-за своего географического положения Грузия всегда будет привлекательной для тех, кто занимается нелегальной перевозкой наркотиков. По словам Джанашия, наркотики из Афганистана и Ирана через Армению или Азербайджан попадают в Грузию, а потом в Турцию и следуют дальше:
Your browser doesn’t support HTML5
«В прошлом году был задействован армянский путь (движения наркотиков). Тогда произошло задержание 114 кг героина на границе Грузии с Арменией. Сейчас вот азербайджанский путь выявлен. Я не исключаю, что после этой операции преступники постараются задействовать так называемый северный вектор через пропускной пункт Казбеги - Ларс. Раньше до закрытия Эргнетского рынка трасса наркотрафика проходила через Рокский туннель - Цхинвали, Тбилиси, а потом дальше на Запад. В любом случае, когда есть грузооборот, всегда есть опасность и перевозки наркотиков. Просто нужно, чтобы работа оперативных служб в этом направлении усилилась».
В этом деле, по словам Джемала Джанашия, не обойтись без помощи западных партнеров. То, что Грузия является транзитным коридором для поставок наркотиков из Азии в Европу, говорится почти в каждом ежегодном отчете Госдепартамента США о стратегии международного контроля наркотиков. Правительство США из года в год советуют грузинским властям усовершенствовать законодательство. Западные партнеры оказывают содействие Грузии в обустройстве таможенных пропускных пунктов, в повышении квалификации сотрудников правоохранительных органов.
Специалист по борьбе с организованной преступностью Георгий Тугуши убежден, что и в нынешнем успехе МВД Грузии не обошлось без помощи зарубежных партнеров:
«Я уверен, что обнаружение такого количества наркотиков – часть какой-то большой международной операции. В Грузии этот груз просто был остановлен на основе точной информации. Такое сотрудничество можно лишь приветствовать. Раскрытие такого рода преступлений очень сложно, и если полиция раскрывает хотя бы 5% таких фактов, это тоже большой успех».
Большинство специалистов отмечают, что такая большая партия героина в любом случае не предназначалась для Грузии. Бывший глава аналитического департамента Шота Утиашвили объясняет почему:
«Уже давно героин и другие наркотики на внутреннем рынке не пользуются спросом. В Грузии больше распространены синтетические наркотики, так называемые бионаркотики и суботекс».
По словам Шоты Утиашвили, власти, может быть, и преуспели в борьбе с международным наркотрафиком, но в самой Грузии с распространением наркотиков они справляются отнюдь не так эффективно.