На площадке Ассоциации работников СМИ РА сегодня прошли два мероприятия – пресс-конференция и брифинг. Оба касались кандидата в президенты Абхазии, председателя Службы государственной безопасности Аслана Бжания.
Свою пресс-конференцию в АРСМИРА провели сегодня ветераны СГБ. Они рассказали о степени причастности кандидата в президенты Аслана Бжания к работе Службы госбезопасности во время Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов. А затем на брифинге ветеран войны и кавалер Ордена Леона Игорь Миквабия зачитал текст обращения в Генеральную прокуратуру. Он выражает протест против отказа коллегии Верховного суда РА рассмотреть иск группы ветеранов войны о нарушении необходимого по закону пятилетнего ценза оседлости для кандидата в президенты Аслана Бжания.
Ветераны СГБ – люди не публичные, и их деятельность засекречена. Но они решили сделать заявление в связи с тем, что, по их мнению, кандидат в президенты и председатель Службы госбезопасности Аслан Бжания на встречах с избирателями вводит граждан страны в заблуждение и озвучивает не соответствующие действительности сведения о своей профессиональной деятельности во время Отечественной войны народа Абхазии. Это заявление подписали 13 офицеров, ветеранов службы.
После заявления ветеранов по абхазскому телевидению выступил Виталий Бганба, председатель организации ветеранов СГБ «Щит». Он утверждал обратное: во время войны Аслан Бжания исправно нес службу в г. Гудаута и в июле 1993 года по заданию тогдашнего председателя СГБ Геннадия Берулава был направлен в качестве негласного сотрудника за пределы республики. Он сказал и о том, что некоторые ветераны СГБ, подписавшие заявление, во время войны не являлись сотрудниками Службы госбезопасности, а некоторые из них сами отсутствовали по нескольку месяцев, а теперь обвиняют в этом же Аслана Бжания.
Your browser doesn’t support HTML5
В социальных сетях и на улицах Сухума разразился скандал, люди много и эмоционально на всех уровнях обсуждали, кто же из них прав.
Сегодня шестеро из тринадцати подписавших заявление ветеранов СГБ решили открыто выступить и пояснить свою позицию.
Полковник запаса и председатель СГБ в 2004-2005 гг. Михаил Тарба сказал следующее: «В период войны 1992-1993 гг. мои пути не пересекались с Бжания Асланом Георгиевичем. Заявляю, что в период последнего наступления на Сухум в сентябре 1993 года Аслана Георгиевича Бжания с нами не было. Я узнал, к своему стыду, из заявления Виталия Георгиевича Бганба по телевидению, что, оказывается, у нас был сотрудник-нелегал в России. Аслан Георгиевич Бжания в 1993 году по приказу исполняющего обязанности (председателя службы госбезопасности) Геннадия Михайловича Берулава был послан в одну из дружественных нам стран – это большая и дружественная нам Россия. Я не знаю, что он там делал и чем занимался. Это нонсенс».
На вопрос журналиста, в чем заключается нонсенс, Михаил Тарба пояснил: «На территории дружественного нам государства заниматься разведдеятельностью – это уголовно наказуемое преступление!»
Подполковник СГБ Беслан Агрба дополнил: «Практически вся аналитика, которая доставлялась и клалась на стол высшего руководства страны, готовилась мной на основании той информации, которая собиралась со всех подразделений. Ни разу – ни прямо, ни косвенно – имя Аслана Бжания в качестве поставщика хоть какой-либо значимой или незначимой информации не проходило. Это к вопросу о том, что он якобы занимался созданием секретной резидентуры.
Нам небезразлично, кто придет во главу государства. Президент – это верховный главнокомандующий вооруженными силами нашей страны, тот, кто в случае возникновения какой-то ситуации поведет нас на войну. И нам небезразлично, с каким потенциалом этот человек будет руководить страной».
Сразу за ветеранами АРСМИРА навестил ветеран войны, кавалер ордена Леона Игорь Миквабия. Через несколько дней после регистрации кандидата в президенты Аслана Бжания группа ветеранов войны направила иск в Верховный суд с жалобой на незаконную регистрацию Центральной избирательной комиссией кандидата в президенты Аслана Бжания. Ветераны войны считают, что требование конституционного закона о пятилетнем цензе оседлости кандидата было нарушено. Он живет в Абхазии вместо пяти только четыре последних года. Суд отказался рассматривать иск, сославшись на то, что сроки обращения по факту незаконной регистрации истекли, таким образом, не стал разбираться по существу. Игорь Миквабия не согласился с аргументами Верховного суда, он считает, что срок был установлен судьями неверно.
В своем обращении в прокуратуру Игорь Миквабия утверждает следующее: «По официальным данным из посольства республики Абхазия в Российской Федерации, подтверждается, что Бжания Аслан Георгиевич в период с 01.01.2009 по 24.02.2010 года являлся сотрудником посольства Республики Абхазия в Российской Федерации в должности советника и был уволен в связи с переходом на другую работу. Таким образом, можно установить, что фактическим местом проживания Бжания с 1994 по 24.02.2010 года являлась г. Москва Российской Федерации».
Миквабия обращается в Генеральную прокуратуру Абхазии и просит провести проверку изложенных фактов и опротестовать решение коллегии Верховного суда.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия