Две интерпретации одного доклада

В докладе ООН упоминается и война 2008 года, во время которой могли быть совершены военные преступления: именно этот пункт отчета вызвал разногласия между представителями власти и оппозиции

Комитет по правам человека ООН призвал грузинские власти более эффективно расследовать случаи нарушения прав человека, имевшие место до 2012 года. В документе упоминается и война 2008 года, во время которой могли быть совершены военные преступления. Именно этот пункт отчета вызвал разногласия между представителями власти и оппозиции.

Доклад ООН, посвященный Грузии, содержит в себе немало пунктов. Здесь говорится о гендерном равноправии, о недопустимости насилия в семье и о дискриминации, которой подвергаются сексуальные меньшинства. Однако самое большое внимание политиков привлек пункт под названием «Ответственность за нарушения прав человека в прошлом». В одном из абзацев документа упоминается о войне 2008 года:

«Комитет обеспокоен медленным продвижением расследования и выявления виновных в нарушениях прав человека, совершенных во время или сразу же после вооруженного конфликта 2008 года, в том числе в похищениях с применением насилия, избыточном применении силы против гражданского населения, незаконных задержаниях, пытках и бесчеловечном обращении, разрушениях и присвоении имущества. Все это может представлять военные преступления и преступления против человечности».

Премьер-министр Ираклий Гарибашвили, комментируя этот доклад, отметил, что нынешняя власть уже занята расследованиями довольно серьезных преступлений, совершенных при правлении «националов». Для ускорения темпов расследования Гарибашвили призвал страны-партнеры подключиться к работе следственных органов.

Your browser doesn’t support HTML5

Две интерпретации одного доклада


В «Национальном движении» считают, что глава правительства доволен рекомендациями ООН, поскольку воспринимает их как «зеленый свет» для продолжения уголовного преследования бывших чиновников. Зураб Чиаберашвили утверждает, что в докладе ООН сделан совсем другой акцент – на ущербе, причиненном Грузии российскими военными в августе 2008 года:

«Вместо того чтобы говорить о России и этот шанс использовать в интересах государства, они («Грузинская мечта») обвиняют во всем предыдущую власть. Они сосредоточены только на том, что при правлении «Национального движения» имели место пытки, исчезновение людей, хищение имущества».

Старший советник по правам человека Южнокавказского офиса Верховного комиссариата ООН по правам человека Владимир Школьников считает, что такие термины, как «военные преступления» и «преступления против человечности», не имеют в этом докладе прямого адресата – какую-либо из сторон конфликта. Независимые эксперты из комитета по правам человека ООН лишь призвали грузинские власти разобраться, что же в действительности произошло в тех грузинских селах, которые больше всего пострадали во время войны 2008 года, говорит Школьников:

«Чья это вина или на кого тут падает тень – таких выводов в тексте нет. Здесь речь идет о конфликте как таковом, и это может относиться к различным сторонам конфликта. Здесь рекомендуют, насколько это возможно расследовать, идентифицировать и наказать виновных в случаях, которые имели место и могли быть, в том числе, военными преступлениями и преступлениями против человечности».

Некоторые пункты доклада вполне конкретно указывают на нарушения прав человека, в которых повинны люди, занимавшие руководящие должности до 2012 года. Члены комитета ООН по правам человека призывают расследовать факты пыток в местах лишения свободы, в которых были замешаны сотрудники правоохранительных органов и тюремная администрация. При этом в документе подчеркивается: расследование необходимо проводить объективно и без намеков на политическое преследование.