Сегодня, 8 августа, – шестая годовщина событий, которые называют по-разному: пятидневной войной, операцией по принуждению Грузии к миру, агрессией Грузии против Южной Осетии или агрессией России против Грузии. В Цхинвале традиционно проходят памятные мероприятия. Местные жители вспоминают пережитое, поминают погибших. Верят ли цхинвальцы в наступление долговременного прочного мира, или они опасаются новой эскалации напряженности в обозримом будущем?
По мнению югоосетинского эксперта Алана Джусоева, о гарантированном мире для Южной Осетии в обозримом будущем говорить пока рано:
«Пока мирный договор с Грузией не подписан, тут все возможно. Они свои военные планы не отменяли, во всяком случае, об этом нигде не было прописано, так что все еще может быть».
Югоосетинский общественник Тимур Цхурбати убежден, что внешние угрозы отошли в прошлое, сегодня мирное небо для Южной Осетии гарантировано российской военной базой. Тем не менее, считает Цхурбати, в сознании югоосетинского общества угроза новой войны искусственно поддерживается местным агитпропопом. Чиновники за двадцать лет конфликта привыкли править по законам военного времени, когда исполнительная власть получает практически безграничные полномочия. И теперь, когда война ушла в прошлое, они не хотят расставаться с этими привилегиями. Поэтому местная пропаганда, по сути призывающая отказаться от части гражданских свобод ради безопасности, пролонгирует явно устаревшую модель управления, говорит Тимур Цхурбати:
Your browser doesn’t support HTML5
«Почему такая пропаганда? Чтобы отбить у человека желание жить своим умом, быть независимым. Легко манипулировать людьми, которые живут в страхе, не верят в свои способности зарабатывать на жизнь самостоятельно, которые подавлены ощущением собственной незначимости, уверены, что без российских денег они умрут. В итоге сейчас все зависит от чиновника, а население легко управляемо».
Депутат югоосетинского парламента Амиран Дьяконов с этим мнением не согласен. Он говорит, что люди привыкают к миру, их больше не пугают тени прошлого, главное, чтобы успокоились и их южные соседи:
«Народ устал от войны, он сейчас налаживает мирную жизнь. Этот процесс идет, мягко говоря, с шероховатостями, но сейчас простые люди о войне уже не думают. Они думают, как жить дальше, как получше обустроиться. Но те, кто отслеживает ситуацию в регионе, прекрасно понимают, что сохраняются реваншистские настроения тех сил, которые во времена Саакашвили натравили Грузию на народ Южной Осетии. Они ждут удобного случая, чтобы возобновить военные действия».
По наблюдениям руководителя медиацентра «Ир» Ирины Гаглоевой, был момент, когда казалось, что пережитое за эти 17 лет конфликта отпустило и люди окончательно успокоились, но события в Украине возвращают их к ужасам прошедшей войны и вызывают тревогу за завтрашний день:
«Жители республики увидели, что можно творить с человеком сегодня, безнаказанно игнорируя все международные конвенции, наработанные человечеством. Все видят: там гибнут люди, но мировое сообщество не реагирует на это. У нас уже не верят, что есть в мире силы, способные мирно разрешить и наши вопросы. Мы, конечно, надеемся и дальше жить в мире, но, тем не менее, видя, что происходит вокруг, надо подумать и о том, как себя обезопасить в случае чего».
Именно поэтому, считает Ирина Гаглоева, в последнее время стала популярной идея присоединения республики к России:
«Конечно, хотелось бы создать независимое демократическое государство. Тем не менее именно угроза безопасности является главным аргументом, который приводят люди, когда говорят о таком будущем для нас. Человек так устроен, что хочет, чтобы его жизнь была безопасна, и видит свое спасение именно в таком политическом решении».
Мои собеседники не называют события августа 2008 года пятидневной войной. По их мнению, это был последний акт войны, которая длилась почти 17 лет.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия