ПРАГА---По заявлению министра иностранных дел России Сергея Лаврова, президенты Азербайджана и Армении Ильхам Алиев и Серж Саргсян выразили готовность продолжать диалог по проблеме Нагорного Карабаха после трехсторонней встречи с президентом России Владимиром Путиным, которая состоялась сегодня в сочинской резиденции главы российского государства. На эту тему мы побеседовали с азербайджанским политологом и журналистом Зардуштом Ализаде.
Зардушт Ализаде: Я считаю, что то, что происходит на линии прекращения огня между Азербайджаном и Арменией, – это крупномасштабная провокация Москвы для того, чтобы перед встречей в Сочи, которая была абсолютно неожиданной, организованной по приглашению Путина, надавить на Азербайджан и принудить его вступить в Таможенный союз. Поэтому и была организована эта крупномасштабная военная провокация, где были большие потери с обеих сторон. Однако я считаю, что она оказалась неудачной, потому что Азербайджан сейчас достаточно хорошо вооружен, может сдержать любой натиск Армении и, более того, нанести ей сокрушительный удар, как бы Россия не стояла за Арменией.
У нас есть все виды вооружений, и мы всегда можем дать достойный отпор. Поэтому и в Сочи президент Азербайджана держался уверенно и не пошел ни на какие соглашения в плане Евразийского или Таможенного союза, поэтому и министр иностранных дел России Лавров заявил, что по всем вопросам, в общем-то, каких-либо соглашений не было достигнуто и что по многим вопросам нужны доработки. То есть и вопрос Таможенного союза не решен, и вопрос урегулирования азербайджано-армянских отношений. Если бы Азербайджан согласился вступить в Таможенный союз, то под эгидой Путина он сейчас мог бы заявить об освобождении нескольких азербайджанских районов и вводе туда российских миротворческих сил, потому что без этого Россия на это не пойдет. Поэтому все это провалилось.
Your browser doesn’t support HTML5
Но тут есть другие вопросы. Россия находится под санкциями Запада, экономическая ситуация в России ухудшается, и она очень нуждается в помощи Азербайджана. Азербайджан может помочь продуктами питания, потому что Россия отказалась от западных продуктов, а Азербайджан имеет в этом плане большое производство. Я в шутку назвал это «помощью голодающим в России в перспективе». Поэтому мы можем поставлять им продукты питания, делать какие-то вливания, чтобы, так сказать, умиротворить Путина – мы можем на это пойти, но не больше. Для меня лично встреча в Сочи закончилась тем, что я и ожидал, т.е. практически Путин не добился никакого прорыва для себя.
Александр Касаткин: Зардушт, а есть ли какие-то перспективы армяно-азербайджанского и азербайджано-российского диалога?
Зардушт Ализаде: Я давно говорю о том, что Армения не является истинной стороной в конфликте. Армения – это инструмент, которым манипулирует Россия. Поэтому когда наши западные друзья говорят о том, что все зависит от того, как Азербайджан и Армения сумеют договориться между собой, я это воспринимаю как абсолютную нереальность, абсурд. Азербайджан не может договориться с Арменией, потому что Армения выполняет диктат из Москвы. Армения трижды пыталась с нами договориться, и мы достигли договоренностей, после чего армянского президента Левона Тер-Петросяна освободили от занимаемой должности из Москвы, потому что он пошел тогда на поэтапный мир, а в 1999-м году, когда была достигнута договоренность решить карабахский вопрос на Стамбульском саммите ОБСЕ, армянский парламент был расстрелян, в том числе премьер-министр, спикер, лидер ведущей партии и десяток депутатов.
Так что, я думаю, диалога тут нет. Тут есть диктат. Россия не может вести диалога, она хочет диктовать. У России и Путина были иллюзорные планы создать новую империю, либо восстановить советскую империю. Без Украины это у нее не получается. Сейчас втянуть в себя Азербайджан, Армению и другие страны – все это тоже очень шатко и видится абсолютно нереальным. Поэтому я считаю, что наладить диалог с Москвой или Арменией невозможно. Просто нужно выждать, потому что не все будет так, как сейчас. Сценарий идет к тому, что будет хуже Москве, и если будет хуже Москве, Армения будет более независимой. Когда Армения будет более независимой, тогда мы сможет договориться и с Арменией.