Бывший сотрудник МВД Грузии Олег Мельников признал свою вину по всем пунктам обвинения по громкому делу о смерти Сандро Гиргвлиани. Кроме того, он дал показания против многих высокопоставленных грузинских чиновников, в том числе президента Саакашвили. Это вызвало одобрение у действующей власти. Оппозиция между тем заговорила о давлении на свидетеля.
Спустя восемь лет после убийства 28-летнего Сандро Гиргвлиани в причастности к нашумевшему делу сознался бывший высокопоставленный чиновник МВД Олег Мельников. На вчерашнем заседании Тбилисского городского суда он рассказал о том, как, сидя в кафе на улице Шардена, супруга Вано Мерабишвили Тако Салакая попросила бывшего главу Департамента конституционной безопасности Дату Ахалая вмешаться в инцидент Сандро Гиргвлиани и его подруги Тамар Майсурадзе. Девушка была в кафе с высокопоставленными сотрудниками МВД и супругой министра:
«Она (подруга Гиргвлиани) пожаловалась Тако Салакая на то, что ее беспокоит парень. Салакая попросила Ахалая помочь ей, после чего он начал звонить по телефону. Он звонил Метревели (сотруднику МВД). Потом поручил мне увидеться с Метревели. Ахалая показал мне двух парней, сидящих за соседним столиком, и велел их задержать».
Олег Мельников рассказал на суде и о том, что Дата Ахалая согласовал убийство Гиргвлиани с тогдашним главным прокурором Зурабом Адеишвили и президентом Михаилом Саакашвили. По словам Мельникова, президент гарантировал помилование подставным сотрудникам МВД, которых, согласно плану Ахалая, осудили по этому делу. В довершение всего подсудимый признался в том, что Дата Ахалая заставил его подписать ложные показания.
Your browser doesn’t support HTML5
Слова Мельникова пришлись по душе членам правительства и лично главе кабмина. Ираклий Гарибашвили заявил, что приветствует решение каждого человека сотрудничать со следствием. Он в очередной раз пообещал, что справедливость будет восстановлена.
Адвокаты Михаила Саакашвили и Даты Ахалая, а также лидеры «Нацдвижения», в свою очередь, говорят о том, что Мельников не выдержал давления со стороны прокуратуры. По мнению оппозиционного депутата Давида Дарчиашвили, заключенного вынудили дать показания против бывших высокопоставленных чиновников, в частности, Михаила Саакашвили:
«Есть две причины, по которым не стоит верить показаниям Мельникова. Во-первых, на него оказывается давление угрозой задержания членов его семьи. Второе – это тенденция со стороны прокуратуры – опираться на показания людей, имеющих проблемы личного характера. Еще они зачем-то умудрились приплести к этому делу Саакашвили».
Дело Гиргвлиани стало одним из самых резонансных за годы правления Саакашвили. В 2006 году Тбилисский городской суд осудил по нему четырех бывших сотрудников Департамента конституционной безопасности МВД – Гию Алания, Автандила Апциаури, Александра Гачава и Михаила Бибилуридзе – на 7 и 8 лет лишения свободы. Всех четырех через два года, в ноябре 2008-го, помиловал Михаил Саакашвили – им сократили сроки заключения в половину. А в сентябре 2009-го их вовсе освободили досрочно.
Семья Гиргвлиани назвала дело политическим и обратилась с иском в Страсбург. Европейский суд по правам человека признал, что расследование «было лишено надлежащей независимости, беспристрастности и объективности», а также то, что власти Грузии не смогли выявить полную правду об обстоятельствах смерти Сандро Гиргвлиани, соответственно, не последовало и адекватного наказания всех ответственных лиц.
Адвокат семьи Гиргвлиани Давид Джандиери не видит оснований сомневаться в правдивости показаний Олега Мельникова. По словам юриста, именно на этой версии произошедшего настаивает семья убитого.