Запасной вход для Москвы

В феврале прошлого года, когда обсуждалась Инвестпрограмма на 2015-2017 гг., эксперты впервые заговорили о решении Москвы создать некую структуру, которая бы аккумулировала и выстроила в одну линию все инвестиции в реальный сектор экономики

Сегодня Южную Осетию посетил с рабочим визитом директор департамента Управления президента России по социально-экономическому сотрудничеству с государствами-участниками СНГ, Абхазией и Южной Осетией Владимир Авдеенко. В ходе встреч с представителями власти и местного бизнеса российский чиновник объявил о создании специального инвестиционного агентства, которое займется привлечением инвесторов и поддержкой проектов реального сектора экономики в Южной Осетии.

Судя по всему, этот визит Владимира Авдеенко является логическим продолжением его предыдущего посещения республики в конце января этого года в составе делегации начальника Управления президента по социально-экономическому сотрудничеству со странами СНГ, Абхазией и Южной Осетией Олега Говоруна. Тогда, как и сегодня, Владимир Авдеенко также встречался с представителями местного бизнес-сообщества.

По общему мнению участников февральских встреч, российский чиновник пытался составить собственное мнение о положении дел в республике, о местных предпринимателях, перспективах развития реального сектора экономики. Обсуждались и возможности так называемых грантовых инвестиций, предоставление лизинговых кредитов и прочих форм содействия югоосетинскому бизнесу напрямую, минуя посредничество различных министерств и ведомств. По впечатлениям югоосетинского эксперта Роланда Келехсаева, на этот раз Владимир Адвеенко приехал уже с более конкретными предложениями:

Your browser doesn’t support HTML5

Запасной вход для Москвы

«Пока остановились на том, что бизнесмен должен вложить собственные средства в дело в размере 10% от суммы, необходимой для реализации бизнес-проекта. Остальное он получит в виде кредита. Такое условие необходимо для того, чтобы отсечь дилетантов. Российские кураторы подчеркивают, что намерены работать только с состоявшимися предпринимателями. Фактически все бизнес-проекты будут рассматриваться в центральном офисе инвестиционного агентства в Москве. В случае их одобрения оттуда напрямую будет идти финансирование на счета предпринимателя».

Предполагается, что финансирование проектов будет идти из разных источников. В одних случаях это будут кредиты банков по рекомендации агентства, в других – ведомство будет инвестировать в создаваемые предприятия собственные средства. Владимир Авдеенко предложил соискателям грантовых инвестиций нацеливаться на проекты, ориентированные на использование местных ресурсов: сельхозпроизводство и переработку сельхозсырья, деревообработку и производство стройматериалов, розлив воды.

«Это такая возможность обойти бюрократический массив, – говорит российский экономист Александр Караваев. – Это не то чтобы массив по объему, но по плотности рядов, из-за которого местный бизнес не в состоянии выйти из ловушек постоянного наблюдения и кураторства со стороны своей бюрократии. Москва создает запасной вход в республику для встречи югоосетинского бизнеса и российских инвестиций непосредственно, поверх голов, или в стороне от чиновников Южной Осетии».

По оценкам Александра Караваева, грантовые инвестиции зарекомендовали себя в России как одни из самых эффективных и прозрачных:

«Если раньше, до этих кризисов, легко разбрасывались сотнями миллионов рублей, то теперь каждый миллион на счету, достается трудно, и важно контролировать, чтобы он максимально эффективно был реализован. Не то чтобы эти деньги вообще не будут разворованы, это неправда, иллюзия. Это только в каком-то идеальном южнокавказском мире может быть. Вопрос состоит в том, чтобы этих денег разворовывали как можно меньше, и, собственно, это агентство будет стремиться приблизить идеал к нашей действительности».

В принципе, речь идет о так называемом сурковском пуле. В феврале прошлого года, когда обсуждалась Инвестпрограмма Южной Осетии на 2015-2017 годы, московские эксперты впервые заговорили о решении Владислава Суркова отойти от практики отраслевого фиксирования (когда деньги в республику перечисляются параллельными потоками в адрес различных министерств и ведомств) и создать некую структуру, которая бы аккумулировала и выстроила в одну линию все инвестиции в реальный сектор экономики.

Вскоре после этого прошла информация о том, что российское правительство выделило под структуру Суркова финансирование на три года – по миллиарду в год для Южной Осетии и Абхазии. Потом, видимо, в связи с украинскими делами об этих планах больше не упоминали. Теперь, по всей видимости, пришло время вернуться к их обсуждению.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия