Вся история абхазских выборов – одно сплошное недоразумение. Если до получения абхазских общегражданских паспортов это можно было объяснить отсутствием документов, то, начиная с 2006 года, эта неразбериха является результатом совершенно откровенных манипуляций, в том числе и с паспортами.
Сегодня ни для кого не секрет, что в предвыборный период представители власти, используя административный ресурс, манипулировали списками избирателей с помощью поддельных паспортов. Сделать это было несложно – в резерве у власти были бланки списанных паспортов так называемых утопленников, которые выдавались сторонникам в массовом количестве. Позже эти паспорта «выплывут» при получении банковских кредитов и оформлении сделок, проблемой даже вроде бы займутся правоохранительные органы, но почему-то не доведут дела до логического завершения.
Второй резерв, который создала власть для получения запланированного результата на выборах, – незаконная выдача паспортов гражданам Грузии, жителям приграничного с Грузией района Абхазии. Все эти манипуляции с паспортами и стали причиной «убедительных» побед на выборах любого представителя власти.
Понятно, что на нынешних выборах вопрос честности их проведения стоит остро. Проверяются списки избирателей, в них уже обнаружены двойники, люди, незаконно получившие паспорта, и даже мертвецы. ЦИК со скрипом, но вносит изменения. Цифра, которая получается в результате корректировки, не оставляет сомнений в том, что численность «избирателей» оказывала существенное влияние на результаты выборов.
Your browser doesn’t support HTML5
Чтобы как-то выпутаться из сложившейся ситуации на внеочередных президентских выборах, парламент изобретает «заградбарьеры». Одним из них является маркировка избирателей – новшество нынешней выборной кампании. Чтобы исполнить требование закона, ЦИК нашел в далеком Китае фирму, которая занимается производством маркеров. И вот что из этого вышло.
Когда из далекого Шанхая в Абхазию привозят маркеры к выборам президента, на ум приходит история о трех предприимчивых китайцах, которые красят пасхальные яйца жидкостью от мозолей. Правда, в случае Абхазии тратят на это мероприятие 800 тысяч бюджетных рублей. По меркам Китая, очевидно, мелочь. По меркам Абхазии – всех избирателей можно покрасить в два тура. Но тут выясняется, «ай-я-яй», что маркерная жидкость смывается простым ацетоном.
Эксперимент, проведенный за закрытыми дверями Центральной избирательной комиссии, тут же стал достоянием всей страны. Те самые маркеры, которые должны были ограничить возможность повторного голосования одними и теми же людьми на разных участках, оказались смываемыми.
Но представитель ЦИК Александр Адлейба смело идет с этой новостью к «акробатам фарса, гиенам пера и виртуозам ротационных машин». И с блеском, достойным великого комбинатора, жонглирует законом перед обалдевшими журналистами, доказывая, что завезенные им смываемые маркеры – это как раз то, что ему заказывали к выборам. Его фокус безумно прост: в законе ведь не написано, что маркеры должны быть несмываемые и, более того, даже не указано, что они должны быть трудносмываемыми. Не надо быть херувимом, надо просто чтить закон, призывает он, и тогда все поймут, что посылка из Шанхая поступила вовремя, а все остальное - мелочи, не имеющие никакого отношения к безумно честному населению Абхазии. Но представителя ЦИК лучше один раз услышать, чем сто раз пересказать.
«Но коль существует, по слухам, часть населения прохвостов и жуликов, которые будут дважды голосовать, и есть прохвосты и жулики, которые якобы подбивают их на это, законодатель заложил некие барьеры от этих прохвостов и жуликов и законодатель совершенно правильно решил заложить в закон маркировку. В статье 31 закона «О выборах» расписана многоступенчатая процедура голосования. И маркировка – лишь дополнение к тому хорошему заделу барьеров от прохвостов. И в законе записано, что при выдаче бюллетеней член участковой комиссии маркирует специальным составом большой палец левой руки избирателя. Я еще раз повторю – специальным составом… Я еще раз повторю – специальным составом. В законе написано «СПЕЦИАЛЬНЫМ СОСТАВОМ», в законе не написано «Специальным НЕСМЫВАЕМЫМ СОСТАВОМ».
Цирковое представление на этом не заканчивается. Александр Адлейба красочно демонстрирует, что он – особа, не зря приближенная к председателю ЦИК. Он не просто гигант мысли, он еще и заботливый отец абхазской демократии, и степень его доверия ко всем без исключения избирателям, независимо от их разного прошлого и настоящего и уж тем более взглядов и политических убеждений, не знает границ.
«Ну, где вы видели, чтобы избиратели были мошенниками и аферистами? Как вы смеете так плохо думать о людях?» – вопрошает он. И просто требует назвать хоть один случай в истории выборов Абхазии, когда кто-то проголосовал бы дважды. Случай с известной в Абхазии дамой он считает исключением, подтверждающим правило. Ну что за беда: известная в обществе дама проголосовала дважды – смешная погрешность, не влияющая на итоги выборов.
«К тому же после того, как маркировка смыта, на пальце через полчаса проявляется некая видимая коричневая каемочка», – утверждает представитель ЦИК, который уверен не только в предельной честности избирателя, но еще и в том, что за полчаса ни один избиратель не сможет добраться до следующего участка. А ЦИК обязательно проконсультирует членов избирательных комиссий относительно того, как обнаружить эту каемочку.
Есть ощущение, что представители ЦИК откровенно развлекаются, превращая выборы в Абхазии в балаган. Понимают ли они, что проблема со смываемой маркировкой может стать причиной признания выборов недействительными на основании неисполнения закона?
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции