Все последние три дня, включая сегодняшний, на абхазских телеканалах мелькают кадры телехроники. 13 августа телезрители вновь мысленно возвращались к событиям шестилетней давности, когда в результате стремительной операции российских войск и абхазской армии, включая резервистов, была восстановлена прерванная на шестнадцать лет юрисдикция Сухума над верхней частью Кодорского ущелья и восстановлена территориальная целостность Республики Абхазия.
14 августа, в День памяти защитников Абхазии, телехроника рассказывала о трагических событиях того дня в 1992-м. Тогда, двадцать два года назад, в результате ввода войск Госсовета Грузии в Абхазию наши народы на тринадцать с половиной месяцев погрузились в полномасштабную кровопролитную войну, итогом которой стали полный разгром грузинских войск и исход из пределов РА большей части грузинского населения.
И, наконец, сегодня, 15 августа, в республике отмечают не так давно учрежденный День добровольца. Именно 15.08.1992, уже на второй день войны, на помощь сражающейся Абхазии прибыла первая группа северокавказских добровольцев во главе с Султаном Сосналиевым.
Сегодня прибывшие в Абхазию представители организаций абхазских добровольцев из республик Северного Кавказа возложили цветы к стеле, установленной год назад в городе-герое Гудаута перед зданием, в котором во время войны располагался штаб Конфедерации народов Кавказа. Затем там состоялся митинг. Во второй половине дня они, а также добровольцы, живущие в Абхазии, возложили цветы к мемориалу первого президента Абхазии Владислава Ардзинба в селе Нижняя Эшера и к мемориалу в парке Славы в Сухуме.
Your browser doesn’t support HTML5
Вечером в сухумском ресторане «Магнолия» и.о. президента республики Валерий Бганба устроил торжественный прием с концертной программой, на который помимо добровольцев были приглашены ветераны Отечественной войны народа Абхазии, представляющие партию «Амцахара» и общественную организацию «Аруаа».
А вчера по традиции цветы были возложены к памятнику павшим защитникам Абхазии в парке Славы в центре столицы Абхазии. В церемонии возложения участвовали не только, как ежегодно, руководители республики, ветераны войны, представители общественности, но и трое кандидатов в президенты республики (четвертый, Леонид Дзапшба, находился в зарубежной поездке).
…Каждый прожитый год становится как бы еще одной временной ступенькой, с высоты которой мы взираем на трагическую дату 14.08.1992. В абхазском обществе за прошедшие двадцать два года оценки тех событий по существу не менялись, но внешне- и особенно внутриполитическая ситуация, безусловно, накладывала каждый раз свой отпечаток на то, под каким ракурсом абхазские СМИ обращались к ним.
То, что с учетом всех объективных и субъективных факторов та война уже в начале 1992 года стала на 99 процентов неизбежной, было ясно, думаю, и тогда. А события на планете за минувшую после этого почти четверть века убедительно подтвердили истину, которую и тогда понимали наиболее трезвомыслящие люди в грузинском обществе (только кто их тогда слушал и слышал?): несмотря на огромное, в сорок раз, численное преимущество, победить в этой войне «апсуа-сепаратистов» будет совсем непросто. Ибо, во-первых, мотивация сохранения национальной идентичности гораздо сильнее мотивации сохранения территориальной целостности, а во-вторых, в современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире «поединка» этносов уже не бывает. Сербов тоже значительно больше, чем косовских албанцев, но, когда за последних вступилась западная коалиция и начала бомбить Сербию, исход этноконфликта был предрешен. Абхазы в 1992-1993 годах гораздо больше опирались на собственные силы, но ни для кого не секрет, что выстоять и победить им помогли как интербригады добровольцев, так и те российские военные, которые сочувствовали их борьбе. Не буду перечислять все те новые государства, которые появились на политической карте мира за последнюю четверть века, но их, как известно, немало… Что же касается истории с Ичкерией, то это, пожалуй, исключение, которое лишь подтверждает правило. Немалую роль там сыграла как разобщенность и междоусобицы чеченцев, так и заточенность их части на перманентную войну (известный поход в Дагестан).
В любом обществе, в любом этносе есть свои «игроманы», одержимые ставкой на военную силу, но они, ставя все на кон, вовлекают в авантюру не только себя и свои семьи, но и множество соотечественников. Саакашвили в 2008-м, троица Шеварднадзе - Китовани - Иоселиани в 1992-м – яркие тому примеры.
«Сегодня мы готовы к примирению, готовы начать отношения с нашими абхазскими братьями с чистого листа. Мы хорошо знаем цену миру, знаем, что альтернативы миру нет», – цитирует произнесенные вчера слова премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили РИА Новости в публикации «Гарибашвили: Тбилиси готов восстановить отношения с Абхазией». В принципе, трудно что-либо возразить против любой из этих фраз. В Абхазии – особенно против претендующего на сенсационность заголовка, придуманного РИА Новости. Но если хоть чуть-чуть вдуматься, сразу становится ясно, что в целом это типичная красивая словесная пустышка. Ибо элементарный вопрос: какие конкретные предложения стоят за сказанным? – приводят ситуацию в тупик. Ведь если под «чистым листом» подразумевается возвращение неким образом к ситуации на 13 августа 1992 года, посмеются абхазы, а если – оставление всего как есть и установление, как говорят в Абхазии, «добрососедских отношений двух государств», возмутятся грузины. Впрочем, понятно, что Гарибашвили имел в виду первый вариант.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия