Человек «сказал-сделал»

Около сотни жителей Гали и близлежащих сел в течение почти часа завороженно слушали министра обороны. Он с первых слов дал им понять, что здесь он – «свой»

ГАЛИ---В Гальском районе лишь единицы смогут принять участие в предстоящих выборах президента де-факто республики Абхазия. Большинство гальцев лишились права голоса после парламентского расследования фактов незаконной выдачи абхазских паспортов. Несмотря на малочисленность местных избирателей, к ним приезжают кандидаты в президенты. Сегодня в Гали побывал Мираб Кишмария.

Если бы весь Гальский район имел возможность принять участие в предстоящих выборах, Мираб Кишмария явно сумел бы набрать здесь немало голосов. Около сотни жителей Гали и близлежащих сел в течение почти часа завороженно слушали министра обороны. Он с первых слов дал им понять, что здесь он – «свой», сказав, что его мать родом из расположенного в Зугдидском районе села Рухи. Там, сказал Кишмария, он жил несколько лет и даже ходил в школу. Последние годы в этой части Абхазии он – один из самых частых гостей из абхазского правительства:

«Что здесь происходит в Гальском районе, как мне известно, никому больше столько не известно. И к чему это может привести, я тоже прекрасно знаю. Знаете, мегрельцев не надо учить уму-разуму. Вам не надо мешать, вам нужны спокойствие и безопасность», – выступал генерал.

Для 53-летнего Кишмария эта предвыборная гонка – первая в жизни. Свои молодые годы он провел в военных казармах, в том числе на войне в Афганистане в 80-е годы прошлого века. Друзья Кишмария говорят, что «афган» навсегда оставил на нем след – Кишмария говорит исключительно командным тоном, какой бы ни была тема разговора и кто бы ни был его собеседником.

Your browser doesn’t support HTML5

Человек «сказал-сделал»

«Здесь сказки рассказывать, басни… ораторствовать – не по мне. Я человек – «сказал-сделал»!» – заявил Кишмария собранию людей в центре Гали.

Он настойчиво призывал обращаться к нему с вопросами на мегрельском языке, но при этом тактично отказался на нем выступать, сказав, что его «не все правильно поймут».

Другие кандидаты не видят в Кишмария серьезного конкурента. За время предвыборной гонки представители общественности не раз призывали его отказаться от участия в выборах, чтобы не делить электорат Рауля Хаджимба. Кишмария отвечал отказом, при этом продолжая на своих встречах атаковать другого кандидата – Аслана Бжания.

Так было и вчера во время первых в истории Абхазии теледебатов. Кишмария оказался единственным, кто в прямом эфире несколько раз оскорбил Бжания.

«За такое по лицу бьют!» – переговаривались с утра мужчины в центре Гали.

Однако имена Бжания и других кандидатов сегодня на встрече не звучали. Кишмария настаивал, чтобы собравшиеся не тратили попусту время и говорили о своих проблемах.

К микрофону робко подошла женщина средних лет. Она в полголоса начала рассказывать о том, что уже который год не может получить абхазский паспорт. А без этого документа, чтобы попасть на другую сторону административной границы, приходится ходить обходными тропами.

«Как жить, не знаю, – вздохнула женщина. – Ни туда не могу ходить… Я 20 лет лечусь в Зугдиди, у меня сахарный диабет. А здесь никаких денег не могу получать».

Кишмария ответил, что для него это не вопрос. Он заявил, что с самого начала был против ликвидации паспортов жителей Гальского района, при этом добавив, что его племянница столкнулась с той же проблемой, и он до сих пор не может ей чем-либо помочь.

«Послушайте сюда! Я говорил и буду говорить: все граждане Гальского района должны иметь паспорт. Вы такие же граждане, как население всей Абхазии. Вы поняли, да? И я этот вопрос решу до конца!» - Кишмария сказал, как отрезал.

Люди начали громко хлопать в ладоши. Но кто-то в толпе потребовал конкретного ответа.

«Когда? – переспросил Кишмария. – Я сейчас не могу сказать, я не начальник паспортного стола. Но я вам говорю, что решу этот вопрос».

Больше 20 тысяч жителей трех районов восточной Абхазии могут лишиться абхазских документов в начале следующего года, когда местные власти начнут замену старых паспортов на новые. К участию в предстоящих выборах были допущены единицы. К примеру, на выборах президента 2011 года на одном из центральных участков Гальского района были зарегистрированы 2240 избирателей. В этом году в списки там попало почти на 2000 человек меньше.

Столь скудное число местных избирателей сказалось на ходе предвыборной кампании. На прошлых президентских выборах почти каждое село Гальского района испытало настоящее нашествие визитеров. В этом году кандидаты приезжают лишь по разу на час-полтора, и исключительно в районный центр Гали.

В городе нет никаких агитационных плакатов. Лишь в одном месте, при въезде в Гали на заборе красуется большая надпись: «Мы за Хаджимба!» Местный житель сказал мне, что она здесь появилась еще 10 лет назад, когда Хаджимба впервые баллотировался в президенты.