В Северную Осетию, как и в другие регионы России, прибывают беженцы из Украины. Первые жители Донецкой и Луганской областей – 188 человек – приехали в республику два месяца назад. Им выдали миграционные карты, которые позволяют находиться в России три месяца. Некоторые не прочь уехать к родственникам в Южную Осетию или Грузию, но не могут этого сделать из-за отсутствия соответствующих документов.
Наталья – жительница украинского Донецка. Она говорит, что ее дом был разрушен «градом» во время обстрела города Нацгвардией Украины - женщина с малолетними детьми осталась без крыши над головой. Поскольку отец семейства грузин, решили ехать в Грузию. Из Мариуполя они перебрались в Ростовскую область. По словам Натальи, украинские беженцы пересекают российскую границу по внутренним паспортам. Там же им выдают миграционные карты. Наталья продала свой ноутбук, чтобы добраться из Ростовской области во Владикавказ. Уже из Северной Осетии семья планировала ехать в Грузию. Однако на границе их развернули обратно, так как в загранпаспорте Натальи не были вписаны ее дети. Решить вопрос с документами в Северной Осетии не удалось. Пришлось оставить детей во Владикавказе и ехать в украинское посольство в Грузии:
«Я выехала в Тбилиси в украинское консульство и оформила детей, мне их вписали в мой украинский загранпаспорт и теперь я могу ехать в Грузию. Но вот помешал сход сели, заблокировавший Военно-Грузинскую дорогу, поэтому мы пока в «Урсдоне».
Your browser doesn’t support HTML5
В таком же положении, как Наталья, десятки украинских беженцев. Еще одна семья из Украины – пожилая пара Плиевых не может выехать к родственникам в Южную Осетию, так как на руках у них только внутренние украинские паспорта. Виктор и Зоя говорят: спасаясь от пожара войны, о документах думали в последнюю очередь. Главным было остаться в живых. После многочасовой очереди на КПП Нижний Зарамаг супругов развернули обратно во Владикавказ, откуда направили в бальнеологический санаторий «Урсдон», расположенный в 60 километрах от города. Здесь же нашли приют более ста беженцев из Луганской области.
Начальник отдела по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев Управления миграционной службы России по Северной Осетии Казбек Тхаспаев говорит, что миграционные карты украинским беженцам выдаются на три месяца:
«Беженцы из Украины, перешедшие границу РФ и находящиеся в России, могут находиться на территории нашего государства столько времени, сколько им позволяет миграционная карта. Но в связи с вооруженными событиями на Украине, которые, вероятно, не прекратятся в ближайшие два-три месяца – а впереди зима, – надо людям как-то обустраиваться и заодно оформлять российские документы, чтобы находиться здесь не три месяца, а год, а то и больше».
По словам Тхаспаева, беженцам необходимо обращаться в Миграционную службу и получать соответствующий документ – временное убежище. С таким документом они имеют право не только работать и учиться, но даже обратиться за российским гражданством, продолжает Казбек Тхапсаев:
«Миграционная карта таких возможностей не дает. Это просто гостевая, на три месяца: приехали и обратно уехали. А беженцам ведь возвращаться некуда сейчас. Там опасно, там война в Луганской и Донецкой областях. Поэтому мы и документируем беженцев. А так люди сохраняют за собой право остаться в России на какое-то время или вернуться обратно, либо остаться в России и получить российское гражданство».
Что делать беженцам, направляющимся из России в третьи страны? С таким вопросом я обратилась к руководителю пресс-службы Погрануправления РФ по Северной Осетии Александру Солоду:
«Нужен заграничный паспорт гражданина Украины. С внутренним украинским паспортом, конечно, не пропустят через российскую границу. Для выезда в Грузию беженцам также нужно иметь на руках загранпаспорта Украины. Поэтому людям нужно ехать обратно в Украину и там оформлять загранпаспорта, либо обратиться в Миграционную службу и оформлять вид на жительство в России», – говорит Александр Солод.
Выход из сложившейся ситуации для украинских беженцев, желающих выехать в Южную Осетию (это в основном осетины, проживавшие в Луганской и Донецкой областях), есть, считает вице-спикер югоосетинского парламента Дмитрий Тасоев. По его словам, этим людям следует обратиться к президенту страны Леониду Тибилову с просьбой предоставить им югоосетинское гражданство. Только так они смогут попасть в республику.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия