Земельный вопрос остается в Ингушетии одним из самых острых. Все попытки официального Магаса навести порядок в распределении земельных участков и ликвидировать самозахваты земельных угодий не привели ни к чему. На этой неделе дело дошло до стрельбы. Жители села Насыр-Корт, пытавшиеся осуществить самозахват земельных участков, были остановлены полицейскими, которые вынуждены были открыть огонь в воздух. В ответ в правоохранителей полетели камни.
Ингушетия занимает пятое место в России по плотности населения, являясь при этом самым маленьким регионом страны. Проблема малоземелья в республике стояла всегда. Еще во времена советской власти в Ингушетии ходил анекдот: «Ингушские старейшины, жалуясь на малоземелье, попросили у Брежнева землю. Брежнев прислал ответ: "Земли нет, ровняйте ваши горы"». С момента создания республики в 1992 году власти пытаются навести порядок в распределении земельных участков, но делают это весьма своеобразно. Население обвиняет чиновников в том, что те не распределяют, а распродают государственные земли, присваивая при этом немалую часть общественных угодий.
Так, по словам жителей Насыр-Корта, в их селе в очереди на земельные участки стоит несколько тысяч человек. Власти каждый год обещают решить эту проблему, но в итоге люди остаются без участков, а на землях села появляются новые поселки, где квадратные метры стоят не меньше, чем в Подмосковье. Каждый новый глава села составляет свой список очередников, однако дело не двигается с мертвой точки.
Your browser doesn’t support HTML5
По словам сельского активиста Самира Евлоева, в 2011 году исполняющий обязанности главы города Назрань Магомед Тимурзиев подписал постановление №400 о выделении земельного участка площадью 37,6 гектара под индивидуальное строительство для жителей села Насыр-Корт. Обрадованные селяне устроили сход, на который приехал глава республики и пообещал, что в ближайшее время будет создана комиссия по распределению земельных участков. Наученные горьким опытом самозахватов, насыр-кортовцы установили на поле пост, на котором посменно несли дежурство представители всех тейпов, проживающих в Насыр-Корте. И так три года подряд! Евкуров, к которому постоянно обращались крестьяне с вопросом «Когда же будет распределение участков?», отвечал, что гордится бдительностью граждан, охраняющих свои наделы, и просил немного подождать.
Селяне безрезультатно прождали обещанной комиссии три года и решили сами распределить выделенные государством земли – создали комиссию и нарезали себе наделы. Власть отреагировала мгновенно: трактора, присланные министром сельского хозяйства Ингушетии Али Балаевым, вспахали поле и снесли все метки. Возмущенным «владельцам» земли объяснили, что постановление о распределении земельных участков отменено два месяца назад, а их действия незаконны. Народ попытался прорваться к полю, но все подходы были перекрыты кордонами полиции. Сдерживая натиск людей, полицейские открыли огонь в воздух. Не помогло. В полицейских полетели камни. В итоге только старейшины села смогли уговорить молодежь прекратить провоцировать полицейских и разойтись по домам. А Самир Евлоев был задержан сотрудниками полиции, но вскоре отпущен.
По словам местных жителей, они задавали чиновникам вопрос: «Вы же дали слово, что будет распределение участков среди остронуждающихся, и постановление было, почему теперь вы говорите, что земли не будет?» В ответ услышали: «Наше слово, хотим – даем, а хотим – забираем».
Но жители села не намерены сдаваться. Каждую субботу они собираются проводить сход у поля, где планировали начать строительство, требуя от властей вернуть им землю. Больше всего люди боятся, что их земельные участки, как это уже бывало в Ингушетии не раз, станут добычей алчных чиновников, нашедших богатых покупателей.