Жертвы образовательной реформы

Сегодня жертвами постановления Минобразования, согласно которому это ведомство может отклонить заявки желающих участвовать в конкурсе на должность директоров публичных школ, стали 57 из 215 учебных заведений Тбилиси

Неправительственные организации обвиняют Министерство образования Грузии в попытке политизировать школы страны. Несмотря на высокую квалификацию, неугодных кандидатов на посты директоров школ ведомство просто исключает из конкурса, утверждают представители разных НПО. В Минобразования же ситуацию объясняют тем, что эти кандидаты не смогли представить четкую стратегию развития школ.

18 НПО, работающих в сфере образования, объединились в единую коалицию, представители которой будут вести мониторинг работы Министерства образования Грузии. Первая задача, которую поставили перед собой члены этой организации, – добиться от правительства отмены недавнего постановления министра образования, согласно которому кандидаты, прежде чем предстать перед попечительским советом, должны пройти собеседование в специальной комиссии Минобразования. На нем они должны представить четкую стратегию развития школы.

До августа текущего года действовали иные правила: педагоги, сдавшие экзамен и получившие профессиональные сертификаты, могли представить свою кандидатуру на пост директора той или иной школы. Их избирали попечительские советы школ, состоящие из педагогов, учеников и родителей.

Сегодня жертвами постановления Минобразования, согласно которому это ведомство может отклонить заявки желающих участвовать в конкурсе на должность директоров публичных школ, стали 57 из 215 учебных заведений Тбилиси. Они остались без директоров, и это – накануне нового учебного года.

Your browser doesn’t support HTML5

Жертвы образовательной реформы

Кетеван Сепиашвили – учитель с многолетним стажем, последние три месяца проработала в тбилисской школе №54. За это время она успела заслужить расположение и уважение педагогов и учеников. Учитывая этот фактор и то, что на аттестационном экзамене для получения сертификата ей удалось набрать довольно высокие баллы, Кетеван была уверена, что получит должность директора. Перед этим она в электронном виде разработала стратегию развития школы, но ей так и не удалось представить ее комиссии министерства:

«Мне даже не дали представить свое видение, как должна развиваться школа. Собеседование было очень простым. Меня спросили, где я работала раньше и как планирую удержать финансовую стабильность в школе. На оба вопроса я ответила четко. В опубликованных через два дня списках меня не оказалось», – говорит Кетеван.

Между тем в 95 тбилисских школах комиссия министерства одобрила лишь по одному кандидату. Представитель Ассоциации работников системы образования Давид Лагвилава считает, что это те люди, которые угодны самому министерству. Он называет решение министерства попыткой вмешаться во внутренние дела школы:

«Когда школьной общественности – детям, педагогам и родителям – отказывают в праве выбрать директора, когда попечительский совет отказывается от кандидата, а министр все равно назначает этого человека, – это признаки авторитаризма. Даже прошлое правительство не сумело воплотить в жизнь эту идею, зато госпожа Саникидзе легко ее реализовала. Это подрывает автономию и демократические принципы школ».

Как утверждают оппоненты правящей партии, около 700 публичных школ в регионах Грузии (из более чем 2000) тоже остались без директоров. Депутат парламента от «Нацдвижения» Серго Ратиани обвинил ведомство Саникидзе в отборе директоров по политическим признакам.

В самом министерстве оправдываются тем, что все отклоненные кандидаты, как в случае с Кетеван Сепиашвили, не смогли представить соответствующей стратегии развития школы. Однако многие педагоги, пытавшиеся пройти конкурс, это отрицают.