Сегодня правозащитники напомнили властям Грузии об истечении срока, запрошенного для изменения правил тайной слежки в целях оперативно-следственных мероприятий. К первому ноября парламент Грузии должен принять закон, регулирующий процедуру тайной слежки и «прослушки» для МВД. Сегодня у МВД неограниченный доступ к электронным коммуникациям мобильных операторов. Оперативники, никого об этом не оповещая, могут прослушивать одновременно 25 тысяч абонентов, утверждают грузинские правозащитники.
Кто должен контролировать МВД, если какие-либо из его служб вознамерятся установить тайную слежку за кем-либо из граждан? Этот вопрос пока остается открытым, сообщила сегодня на пресс-конференции глава НПО «Справедливые выборы» Нино Ломджария. Вместе с другими правозащитниками она вот уже второй год тщетно добивается, чтобы «Грузинская мечта» выполнила свое предвыборное обещание – приблизить к международным стандартам оперативно-следственные мероприятия по тайной «прослушке». Прежняя власть – «Нацдвижение» – предоставила МВД неограниченный доступ к системе мобильных операторов. Оперативники фактически никому не были подотчетны, могли свободно, в любой момент начать и вести прослушку и тайную запись телефонных разговоров. Несмотря на обещания, расставаться с возможностью легко держать под контролем жизни сограждан не спешит и правительство «Грузинской мечты»:
«То, что сегодня в Грузии МВД без оповещения мобильных операторов имеет неограниченный доступ к их телекоммуникациям, не соответствует стандартам ни одного демократического государства. Это надо срочно менять», – заявила Нино Ломджария.
Your browser doesn’t support HTML5
Она отметила, что у парламента остается для этого только один месяц. Срок для законодателей был определен в результате шумной кампании правозащитников «Это тебя касается!», в ходе которой были слышны обвинения в адрес правительства в том, что оно, создавая разные рабочие комиссии и проводя конференции по этому вопросу, только тянет время.
К спору правозащитников и парламентариев подключились и эксперты из Евросовета. Двое из них – Джозеф Канатачи и Грехем Сатон – в течение двух последних дней вели встречи с рабочей группой, которая объединяет представителей законодательной, исполнительной, судебной властей и гражданского сектора. По завершении встреч один из экспертов, Грехем Сатон, ознакомил общество с их рекомендациями:
«МВД не может иметь единоличный доступ к системе мобильных операторов. Необходим еще один, контролирующий и сдерживающий механизм, без оповещения которого МВД не сможет осуществлять доступ к личной информации. Это дополнительно защитит каждого гражданина».
Глава юридического комитета парламента Вахтанг Хмаладзе, тем не менее, напомнил обществу, что законодатели в этом направлении уже проделали немало работы. Летом были приняты поправки в Уголовно-процессуальный кодекс. Теперь, по закону, МВД без решения суда не может начать «прослушку». Строго определено, в каких случаях оперативники должны прибегнуть к данным мероприятиям и как долго они могут прослушивать граждан – лишь на протяжении шести месяцев.
Однако подчиняется ли этим законам МВД, проверить никто не может. Хмаладзе сообщил, что МВД Грузии рассматривает возможность быть подотчетным в этом вопросе инспектору по защите персональных данных:
«Много сторонников появилось у этой идеи – так называемого двойного доступа к тайной «прослушке». Хотя не хочу, чтобы вы все это восприняли, будто этот процесс пройдет безболезненно. Это такая проблема, которая так легко не решается».
Парламентарий также поспешил напомнить обществу, что в современном мире очень трудно придумать механизм, который полностью гарантировал бы право на неприкосновенность личной жизни. Впрочем, на это у правозащитников свой ответ: в случае Грузии речь идет о необходимости хотя бы элементарного контроля над МВД.