ПРАГА---Президент Грузии Георгий Маргвелашвили находится в Турции с рабочим визитом, в программе которого выступление перед участниками Всемирного экономического форума и встреча со своим турецким коллегой Реджепом Эрдоганом. О целях этого визита мы побеседовали с директором Центра стратегических исследований, бывшим министром иностранных дел Грузии Ираклием Менагаришвили.
Кети Бочоришвили: Батоно Ираклий, президент сейчас находится в Турции. По-вашему, насколько важно сегодня для Грузии развивать отношения с Турцией именно в рамках Организации черноморского экономического сотрудничества и в каких проектах это сотрудничество может раскрыться во всей полноте?
Ираклий Менагаришвили: К сожалению, на сегодняшний день говорить о раскрытии потенциала этой организации сложно, потому что в черноморском регионе развиваются, к сожалению, события не в том направлении, которое желала бы Грузия. Конечно, я имею в виду события, связанные с российской агрессией против Украины, с аннексией Крыма, которая поменяла всю геополитику Черного моря не в лучшую сторону. Несмотря на это, я считаю, что регион очень важен для Грузии – это очень серьезная часть Европы и тенденции создания общеевропейского дома. Рано или поздно весь регион и BISEK, как организация, безусловно, обретут свое должное место, поэтому в интересах Грузии проявлять максимальную активность и быть не только в курсе дела, но и быть вовлеченной во все интеграционные процессы, которые происходят в этой части света.
Your browser doesn’t support HTML5
Кети Бочоришвили: Тем не менее мы, наверное, не можем назвать сегодня существование этой организации чистой формальностью…
Ираклий Менагаришвили: Ни в коем случае. Вы спросили насчет раскрытия ее возможностей в полной мере. Сегодня всем региональным игрокам и всем нашим союзникам приходится искать пути, как противостоять тому, что тут, к сожалению, развивается. Это сегодняшний день, увы, не лучший, но это ни в коей мере не умаляет важности и самой организации, и регионального сотрудничества в этих рамках.
Кети Бочоришвили: Батоно Ираклий, можно ли на примере конкретизировать, на какой проект эти события повлияли больше всего?
Ираклий Менагаришвили: Негативно?
Кети Бочоришвили: Да, конечно.
Ираклий Менагаришвили: К примеру, сегодня центральная и достаточно весомая часть самого черноморского бассейна является, мягко говоря, спорной территорией. Это оккупированная территория, и Россия претендует не только на Крым, но и прилегающую зону морской акватории. Так что можете себе представить, в каком сегодня положении находится Черное море, которое, являясь во времена холодной войны, наверное, одним из сложных и напряженных зон противостояния, последние 20 лет после распада Советского Союза и окончания холодной войны стало превращаться в зону сотрудничества, развития коммуникаций и т.д. Сейчас все это стоит под большим вопросом. Это и паромные переправы из Грузии к западным берегам Черного моря, и транспортировка груза – все это сегодня, можно сказать, стоит под вопросительным знаком. Что будет завтра и во что выльются события в Украине, сегодня не берется предсказать никто, хотя, я думаю, что все цивилизованное мировое сообщество должно быть настроено на то, чтобы поскорее решить проблему в рамках существующих международных норм, которые были попраны таким образом.
Кети Бочоришвили: Вернемся к визиту президента. Можно ли расценивать его не как простую формальность, а как возможность поднять грузино-турецкие отношения на качественно новый уровень, в особенности, если учесть, что в этих отношениях есть и проблемные моменты? Вы, наверное, знаете, о чем я говорю.
Ираклий Менагаришвили: Безусловно. Я полностью согласен с этой оценкой, т.е. визит имеет значение не только для участия в делах этой организации, но это очень важный элемент развития наших отношений с Турцией. Новый президент, правда, руководит уже некоторое время Турцией, но в новом качестве он впервые имел контакт со своим визави из Грузии, и я надеюсь, что этот визит послужит определенным толчком к активизации нашего сотрудничества во многих сферах. Вы знаете, что недалеко время, когда закончится строительство железнодорожной переправы, которая связывает железную дорогу Южного Кавказа с турецкой железной дорогой. Это даст качественно новый стимул транспортным коммуникациям по всем евразийским просторам. Также уже начато строительство новой нити газопровода из Азербайджана в Европу через Грузию и Турцию, т.е. это еще одна сфера, где мы не только усилим и увеличим объем нашего сотрудничества, это сотрудничество в сфере транзита энергоносителей обретет и новое измерение – это, можно сказать, энергетическая безопасность Европы. Поэтому нам с нашими соседями – турками есть о чем заботиться и что делать совместно.
Кети Бочоришвили: Батоно Ираклий, вы так же оптимистично настроены по поводу тех спорных вопросов, которые у нас существуют вокруг памятников, находящихся на территории Турции, и мечетей на территории Грузии?
Ираклий Менагаришвили: Я думаю, что сложности, которые тут появились, преодолимы при наличии доброй воли. Я надеюсь, что этой доброй воли нам будет хватать.